Как и многие мероприятия 2020 года, фестиваль EverArt Weekend прошел в онлайн-формате ― в течение трех дней зрители могли слушать дискуссии, выступления художников, смотреть выставки актуальных работ. Главной темой трехдневного мероприятия стало «Искусство на расстоянии». Зрителям и участникам предлагалось поразмышлять, как соотносятся творчество и искусственный интеллект, могут ли экран компьютера или VR-очки заменить личное присутствие в галерее и живое общение с искусством.
Программа была разделена на две части: «Посмотреть» и «Пообщаться». Первый блок включал в себя выставки актуальных художников, в том числе создающих свои произведения с помощью нейросетей. Второй блок составляли конференции, круглые столы и лекции по тематике EverArt Weekend, в частности, Центр Art&Science Университета ИТМО провел три мероприятия, на которых зрители могли больше узнать о взаимопроникновении искусства и науки.
Что такое Art&Science
Сегодня Art&Science является одним из трендовых направлений в современном искусстве. Все чаще можно прочитать об использовании нейросетей для создания картин, музыки, основанной на жизненном цикле одноклеточных организмов, или робототехнических инсталляциях. Новые технологии, работа со светом, компьютерными алгоритмами становятся неотъемлемыми частями современного искусства. Однако далеко не любая вещь, сделанная роботом, является произведением искусства. О том, что такое научно-технологическое искусство, какие существуют направления и проекты, в своем выступлении рассказала Алия Сахариева, директор Центра Art&Science.
«Очень важно понимать, что Art&Science — это не выставка “чудес техники” и не демонстрация того, что робот-манипулятор может начертить контур лица человека, должен быть концепт, интеллектуальная, духовная, чувственная составляющая ― содержание, ― рассказывает Алия Сахариева. ― Все это наводит нас на вопрос о том, что вообще может считаться произведением искусства, а что нет. Всегда интересны проекты, в которых технологии не перетягивают все внимание на себя, а как раз-таки являются частью замысла художника».
Одним из примеров может быть роботическая инсталляция «Can’t help myself» китайских художников Сунь Юань и Пэн Юй. Она была представлена в Центральном павильоне Венецианской биеннале в 2019 году. Художники использовали промышленного робота с датчиками визуального распознавания, с помощью робототехников задали ему 32 различных движения.
У этого робота, размещенного за прозрачными акриловыми стенами, есть одна обязанность — сдерживать вязкую жидкость багрового цвета в заданной области. Как только датчики обнаруживают, что жидкость выходит за ее пределы, рука-манипулятор возвращает ее на место, при этом оставляя пятна и брызги на полу и стенах.
При наблюдении за бесконечными движениями машины кажется, что она приобрела сознание и представляет собой жизненную форму, которая была захвачена и заключена в пространстве.
Сунь Юань и Пэн Юй известны тем, что используют темный юмор в своих работах. А этот бесконечный, повторяющийся танец робота (сизифов труд) заставляет нас задуматься об отношениях между машинами и людьми, а также в большей степени отсылает нас к теме использования технологий тоталитарными режимами, например, политику государств в решении вопросов миграции.
Внутри технологического или научного искусства можно выделить несколько направлений. Есть художники, использующие нейросети и алгоритмы для создания новых произведений на основе трудов мастеров прошлого, как это делает арт-коллектив Obvious. Их картина «Портрет Эдмонда де Белами», написанная при помощи алгоритма генеративно-состязательной сети, стала первым подобным произведением, проданным на аукционе Christie’s за рекордные 432,5 тыс. долларов США осенью 2018 года.
Портрет, напечатанный на холсте, помещенный в золотую раму и подписанный математической формулой, входит в серию «Портреты семьи де Белами». Серия состоит из 15 портретов, все они написаны при помощи алгоритма генеративно-состязательной сети, который предполагает состязание двух нейросетей ― генератора и дискриминатора.
Генератор анализировал портреты европейских художников, написанные с 14 по 20 века, и на основе этих данных создавал новые изображения. Дискриминатор же пытался определить разницу между изображением, созданным человеком, и тем, что «написал» генератор. Задача была в том, чтобы обмануть дискриминатор и заставить его принять новый образ за реальный портрет. Когда это удавалось, получалось новое произведение.
Использование алгоритма позволяет пересматривать культурное наследие с новой точки зрения и создавать произведения искусства на пересечении совершенно нового и уже существующего. Работая таким образом, художники надеются дать свежий взгляд на разные эпохи и искусство разных стран.
Существует так называемое роботическое искусство, в котором инструментом, призванным донести мысль художника, выступает робототехника. В таких работах художники могут исследовать взаимоотношения робота и человека, а также новые роли роботов и людей, когда они сталкиваются друг с другом.
В работе «Слепой робот» классика роботического искусства Луи-Филиппа Демера задача художника состояла в том, чтобы превратить робота из высокоточного, жесткого и контролирующего инструмента в хрупкого, ранимого и эмоционально уязвимого агента. Художник предполагал, что социальная роль (слепая) будет усиливать установление эмоциональной связи между человеком и роботом. И это делает Слепого робота художественным и критическим исследованием научных разработок в социальной робототехнике.
Наконец, некоторые художники экспериментируют с микроорганизмами, растениями и животными, создавая на основе анализа их движений музыку или изображения. Впрочем, как отмечает Алия Сахариева, такое деление условно, потому что любой science art проект по своей природе трансдисциплинарен.
«Если говорить об инструментах, которые используют художники, можно выделить такие направления, как биоарт или роботическое искусство, кто-то работает с ИИ, но эти ограничения весьма условные. Современные художники не говорят о том, что они занимаются Art&Science, они называют себя интердисциплинарными художниками, которые работают с разными медиумами», ― говорит она.
В заключение Алия Сахариева отметила, что все, кому интересно изучение Art&Science или создание подобных произведений, могут обратить внимание на магистерскую программу Искусство и наука.
BIOROBOTY019
Магистратуру Art&Science Университета ИТМО представили на фестивали также участницы набирающей популярность арт-группы BIOROBOTY 019 ― Марта Михайлова, Светлана Сидорова, Виктория Романова, Алена Королева. Они поделились со зрителями своим опытом, рассказали о том, как создаются проекты, через какие стадии они проходят при своем рождении.
«При создании арт-объекта существуют три основных этапа: придумывание и разработка художественного проекта на основе выбранной темы; далее идет этап физической реализации; и последний этап ― представление на выставке и документация проекта, при этом само придумывание занимает наименьшее количество времени (хотя именно этот этап чаще всего волнует молодых художников), ― рассказывает Виктория Романова. ― Идею мы придумываем за несколько часов, а реализовывать задумку можем от недели до нескольких месяцев».
Главной частью выступления стал рассказ о тех работах, которые уже сделали имя BIOROBOTY019. Одна из них ― проект «Физарум-предсказатель», который был представлен на международном фестивале медиа-искусства CYFEST-12. Зрителям предлагалось получить предсказание от машины, объединившей технологические новшества и некий мистический интеллект, роль которого выполнял Physarum polycephalum.
«Мы хотели создать новый, соответствующий духу времени провидец на стыке биологии и информационных технологий, ― рассказала Светлана Сидорова. ― Человечеству нужны ответы на сложные вопросы, раньше их искали у гадалок и астрологов, в религии, теперь же главным авторитетом является наука. Наша работа нашла отклик у людей, они охотно интерпретировали предсказания и находили в них персонализированные отсылки. На деле в проекте не были задействованы ни сложные алгоритмы, ни искусственный интеллект, ни сам слизевик. Текстовый генератор создавал предсказания случайным образом, персонализированность была иллюзией, а сам предсказатель ― ироничной спекуляцией, заигрывающей с наукоманией и наивной верой в чудеса, которые противоречиво уживаются во многих из нас».
В настоящий момент художницы создают проект, посвященный редким растениям, растущим на так называемой Чудо-поляне в Гатчине.
«Проект "Чудо-поляна 2.0" основан на реальном месте, которое располагается в 20 минутах от центра города, ― объяснила Алена Королева. ― Это интерактивная инсталляция, она состоит из пяти платформ с редкими растениями, которые были привезены из Гатчины во время экспедиций. На выставке с растениями можно будет свободно взаимодействовать: трогать, сидеть рядом, изучать вблизи. Общая атмосфера будет регулироваться датчиками движения и звуком, заполняющим выставочное пространство. Сейчас со звуковым дизайнером Антоном Щеголевым мы регулярно ездим на Чудо-поляну изучать и записывать звуковой ландшафт».
Она добавляет, что «Чудо-поляна 2.0» ― очень коллаборативный проект, который рассказывает про вымирание через сосуществование с редкими растениями; о том, что иногда они не какие-то далекие «единороги», а наши близкие соседи.
Новые технологии для нового мира
Кульминацией программы Университета ИТМО на площадке фестиваля стал круглый стол «Искусственный интеллект: новые способы взаимодействия». Его участники обсуждали, какова роль искусственного интеллекта в жизни человека сейчас, в эпоху всеобщей изоляции, и как она изменится в будущем.
«Мы столкнулись с тем, что искусственный интеллект управляет во многом нашей жизнью, нашими передвижениями, нашими средствами безопасности, ― рассказал модератор круглого стола, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. ― Этот общемировой карантин с новыми нормами социального дистанцирования перевел нас полностью в режим онлайн. Мы сидим вместе, но каждый из нас сидит в разных местах, что совершенно неважно, потому что мы находимся в этой сессии. И сколько таких сессий еще будет на нашем веку, сколько они будут продолжаться для каждого из нас ― пока вопрос открыт. В итоге стерлись границы между частным и публичным, между физическим и виртуальным пространством, мы путешествуем по интерьерам друг друга, по настроениям друг друга, мы много узнаем из частной сферы публичности».
Этот новый опыт останется с пережившими его людьми навсегда, считают участники встречи. Для художников это новый толчок к осмыслению виртуального пространства, пониманию, как оно существует и каково в нем место человека.
«В чем специфика онлайн-пространства и как оно может быть осмыслено художником? Как архитектор я вижу это как некий сайт-специфик ― это такое пространство, которое не идентично физическому пространству, в котором мы привыкли жить. Здесь не действуют законы гравитации, нет привычного визуального восприятия, сенсорного восприятия. И мне как раз кажется важным, что художники могут переосмыслить это пространство и увидеть его специфичность. Нейросети – это то, что позволят нам жить в онлайне довольно полноценно, и сейчас, когда вся привычная деятельность перешла в онлайн, как раз интересно было бы увидеть что-то новое в этой области», ― отметил независимый куратор в области Art&Science Артур Константинов.
Однако все больше ставится вопросов о том, что значит для человека распространение искусственного интеллекта, как это влияет на людей и всегда ли сказывается положительно. Ответы ищут многие художники, рассуждая о том, какое место занимает искусственный интеллект в нашей жизни.
«Мы хотим донести до людей то, что искусственный интеллект ― это не только возможность, но и вызов, ― рассказал участник арт-группы Obvious Хьюго Кассельс-Дюпре. ― Практически все, что стоит у нас дома, снабжено так или иначе искусственным интеллектом. Когда вы пытаетесь что-то загуглить, к вам приходит на помощь искусственный интеллект. Современный человек окружает себя устройствами с использованием искусственного интеллекта, и мы считаем, что именно поэтому важно обсуждать те последствия, которые это может за собой повлечь».
О фестивале
Международный фестиваль современного искусства EverArt Weekend прошел с 3 по 5 июля. Миссия организаторов — сделать искусство открытым, доступным и понятным для всех.
Всего в рамках фестиваля прошло свыше 50 событий, включая выставки, эксклюзивные показы, перформансы, онлайн-дискуссии. Фестиваль был организован арт-агентством Everal.