Почти 100 лет назад неподалеку от Ленинграда, в деревне Колтуши, был создан, по сути, первый в Советском Союзе научный городок ― место, где исследователи могли жить и работать бок о бок, занимаясь самыми важными на тот момент научными темами. Городок построили специально для созданного незадолго до этого Института физиологии, учрежденного по инициативе нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова.

Сегодня здесь находится мемориальный музей Павлова. Он расположен в здании бывшей лаборатории ― шедевре раннесоветской конструктивистской архитектуры. На протяжении нескольких лет Павлов жил в этом здании на втором этаже и работал в лаборатории на первом. После его смерти опыты здесь продолжились, часть помещений бывшей профессорской квартиры была передана под научные эксперименты. Однако в нескольких комнатах осталась мемориальная экспозиция.

Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах
Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах

Сейчас все здание используется как музейное пространство. Его цель ― популяризация науки и наследия первых советских физиологов. В прошлом году на первом этаже здания был открыт проект «Новая антропология».

Теперь реорганизацию планируется сделать и на втором этаже, где сохранились подлинные вещи Павлова и его учеников. Специально для обсуждения концепции новой экспозиции в Колтуши приехала группа художников, которые участвовали в конкурсе и реализации проекта «Новая антропология».

«Мемориальный музей Павлова сейчас занимает 80 квадратных метров из 350 метров второго этажа, ― рассказывает куратор проекта Ирина Актуганова, которая также ведет занятия для студентов магистерской программы "Научная коммуникация" в Университете ИТМО. ― С тех пор, как умер Павлов, прошел уже почти век. За это время физиология развивалась, сформировалась школа Павлова, в ней было много важных ученых, и мы решили, что на основе музея Павлова должен появиться музей его школы, где будут отражены важнейшие вехи ее развития. Что касается подхода к экспозиции, мы будем стремиться к тому, чтобы это не был простой мемориальный музей, который печально рассказывает о том, как кто-то родился, женился и что-то сделал. Наша задача ― передать атмосферу, в которой формировалась школа, атмосферу, когда ученые жили и работали вместе в первом наукограде России».

Ирина Актуганова
Ирина Актуганова

От эволюционной физиологии до космической медицины

Среди представителей Павловской школы особое место отводится его преемнику ― Леону Абгаровичу Орбели.

«Он был продолжателем Павловских идей и имел свое видение в науке, ― рассказывает руководитель мемориального музея Ивана Павлова Лариса Андреева. ― Орбели оставил свой след и свою ― самую большую после Павлова ―  физиологическую школу. Его кредо была эволюционная физиология, также он продолжал внедрять методики, предложенные Павловым, в изучение высшей нервной деятельности».

Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах
Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах

В новой экспозиции планируется рассказать о работе Орбели в Институте, его экспериментах в области эволюционной физиологии. Не меньшее внимание планируется уделить и последующим годам существования института, в том числе и его участию в космической программе Советского Союза. 

«В экспозиции будет представлена генетическая школа: Лобашёв, Пономарева, Лопатин из ныне живущих ученых, ― добавляет Лариса Андреева. ― Также будет эпоха Черниговского. Прежде всего она связана с космической медициной, работами Александра Михайловича Уголева. Уголев ― основоположник космической гастроэнтерологии, человек, который придумал, чем и как кормить космонавтов, чтобы они работали и успешно жили на орбите».

Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах
Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах

Взглянуть на прошлое современным взглядом

Художникам предстоит решить непростую задачу ― сохранить баланс между исторической средой, где хранятся подлинные вещи, ― мебель великих ученых, их печатные машинки, оборудование, музыкальные инструменты, с помощью которых они коротали вечера, ― и новыми технологиями. Даже первое обсуждение общих векторов развития экспозиции длилось более двух часов.  

«Развитие музея пойдет по новому пути. Есть тенденция сделать музей не линейным рассказом о развитии науки, а рассказать о жизни, о том, как креативные идеи зарождаются в голове ученых и почему нужны научные городки. Это будет отражено при помощи новых технологий, с сохранением ауры, присущей этому месту», ― рассказывает одна из участниц проекта, художница Людмила Белова.   

Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах
Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах

Как считает другой участник команды, медиахудожник Юрий Дидевич, одной из технологий, которую можно использовать в новой экспозиции, является восстановление и увеличение качества архивных фотографий и кинозаписей с помощью нейронных сетей. 

«Это влияет на наше восприятие, ― поясняет он. ― Мы воспринимаем архивные медиа как мультфильм, как что-то неживое. Да, это было, но оно никак не ассоциируется с нашей жизнью, потому что в реальной жизни мы немного иначе воспринимаем реальность. Когда вы видите видоизмененное за счет современных технологий, в частности нейросетей, архивное видео или фото, вы понимаете, что на нем реальные люди, их жизнь. У вас стирается преграда, созданная несовершенством медиатехнологий, вы начинаете несколько иначе воспринимать объекты, которые представлены. Это можно использовать как некий портал, соединяющий прошлое с настоящим».

Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах
Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах

Опыт в научной коммуникации

Среди тех, кто присутствовал на обсуждении нового проекта, были и студенты магистратуры по научной коммуникации Университета ИТМО. Они смогли в реальном времени наблюдать, как рождается новая экспозиция.

«Весь прошлый семестр мы провели в Zoom по понятным причинам, ― объясняет Ирина Актуганова. ― Студенты придумывали свои проекты, но это происходило умозрительно. И я решила, что это будет хорошим опытом ― посмотреть, как на самом деле начинается проектирование научного музея». 

Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах
Экскурсия в Музей И.П. Павлова в Колтушах

«Такие экскурсии дают возможность узнать, как все происходит изнутри ― не в теории, а на практике, ― рассказывает студентка магистратуры по научной коммуникации Университета ИТМО Ксения Наволоцкая. ― Мы увидели, как институт и музей рассказывают художникам о том, что здесь происходило, какие исследования проводились. А также мы смогли сформировать видение того, как художники развивают эту фактологию, разрабатывают на этой основе новую экспозицию».

Работа над новой экспозицией будет вестись девять месяцев ― ее открытие планируется до 1 июня 2021 года. Принять участие в работе также смогут студенты Университета ИТМО.