По пунктам:
- За что присудили Нобелевскую премию по химии в 2020 году?
- Почему это действительно великое открытие, которое достойно главной научной премии?
- Каким образом можно редактировать геном?
- Везде пишут, что методов редактирования генома было много, в чем именно преимущество CRISPR/Cas9?
- Это же все «про ГМО и генетическое редактирование детей». А разве это не страшно?
- То есть теперь мы сможем вылечить любое генетическое заболевание?
- А почему Нобелевскую премию присудили по химии? Ведь это больше похоже на физиологию.
За что присудили Нобелевскую премию по химии в 2020 году?
Нобелевскую премию по химии в 2020 году получили Эммануэль Шарпантье (Emmanuelle Charpentier) и Дженнифер Дудна (Jennifer Doudna) за развитие метода редактирования генома CRISPR/Cas.
Почему это действительно великое открытие, которое достойно главной научной премии?
Разговоры о том, что за CRISPR/Сas9 дадут Нобелевскую премию, велись практически с момента открытия метода. С момента публикаций первых статей стало понятно, что он открывает совершенно новые возможности в биологии и медицине, сделав геномное редактирование доступным инструментом практически в любой научной лаборатории.
Каким образом можно редактировать геном?
Если мы говорим о методе CRISPR/Сas9, то все начинается с подбора мишени ― последовательности ДНК, в которую нам хочется внести изменения. Далее исследователи готовят конструкцию, которая содержит комплекс cas (это белок, эндонуклеаза, который использует РНК, чтобы найти мишень в ДНК и сделать разрыв в цепочке) с меткой для нашей мишени, и трансформируют ей объект. Можно собирать комплексы с метками для двух, трех разных мишеней в одной конструкции. Сейчас существуют модификации метода, которые позволяют как просто удалить часть последовательности ДНК, так и заменить одну или несколько отдельных «букв» или просто вставить новый ген.
Везде пишут, что методов редактирования генома было много, в чем именно преимущество CRISPR/Cas9?
Да, их действительно много, но CRISPR/Сas9 обладает не только большей производительностью и точностью вносимых модификаций, но и относительной простотой в использовании. Все это в сочетании с невысокой стоимостью метода позволило ему очень быстро стать самым популярным методом геномного редактирования.
Это же все «про ГМО и генетическое редактирование детей». А разве это не страшно?
ГМО существовали задолго до возникновения как метода CRISPR/Сas9, так и человечества в целом, и уж точно не является чем-то страшным. Можно даже сказать, что это вполне обыденное явление для растений. «Редактирование» детей в Китае стало одним из самых громких и обсуждаемых событий в области геномного редактирования. Безусловно, это пример безответственного и неэтичного поведения, которое может нанести вред всем участникам процесса. Но это проблема не метода, а самих людей. Любой инструмент в плохих руках может быть вредным или опасным.
То есть теперь мы сможем вылечить любое генетическое заболевание?
Правильнее сказать, что мы можем редактировать практически любое место в геноме. Теперь основная трудность понять, что же именно надо отредактировать, чтобы вылечить то или иное генетическое заболевание. Сейчас уже есть примеры успешного применения CRISPR/Сas9 для лечения некоторых болезней, например, серповидно-клеточной анемии и талассемии.
А почему Нобелевскую премию присудили по химии? Ведь это больше похоже на физиологию.
Этот факт хорошо согласуется с премией по химии 1993 года. Тогда ее дали за открытие метода ПЦР, который точно так же трансформировал исследования по биологии и медицине на десятилетия вперед.