«Да этот робот кривой какой-то!» – со смехом возмущается школьник, держа «железяку» в своих руках. Робот не смог забраться по наклонной плоскости и схватить на вершине брусок, и его разработчик отчитывает машину, словно живого человека. Со зрительских мест тренер пытается напомнить школьнику, что робот сам не починится, и нужно его всего-навсего быстренько перепрограммировать. Но эмоции зашкаливают: разработчик настолько увлечен, что не сразу слышит своего наставника.
На другой площадке создатель робота-сумоиста хватается за голову: его машина не может заехать на гору, чтобы там вытолкнуть соперников, а постоянно съезжает вбок. Зрители подсказывают ему, чтобы он поставил робота другой стороной, но трюк не срабатывает. Тогда болельщики предлагают снять с робота резиновую подложку, но бедняга все равно съезжает вниз, пока наверху ведется напряженный бой. А в этом соревновании выигрывает лишь тот, кто остается «Царем горы», то есть робот, которому удается вытолкнуть с горы всех противников и стать ее единственным покорителем. В итоге школьнику удается перенастроить своего «косолапого» робота только к следующему раунду.
«Когда мы создавали “Турнир двух столиц”, то смотрели на российские аналоги, но пытались сделать то, чего в России еще нет. Самое главное здесь то, что роботы взаимодействуют между собой. В большинстве случаев роботы выполняют какие-либо задания на время или просто соревнуются “с полем”, когда им нужно пройти препятствия. Здесь же все поля рассчитаны на одновременное взаимодействие нескольких роботов, при этом машины совершенно автономны. Это вызывает огромный азарт у разработчиков, они болеют за своих роботов», – говорит организатор турнира от Университета ИТМО, один из главных судей Александр Негольс.
Он добавляет, что самое главное в соревнованиях – это умение разработчиков оценивать, что именно сейчас происходит с их роботом. Основная задача заключается даже не в том, чтобы правильно запрограммировать машину и создать необходимую конструкцию, а в том, чтобы быстро находить причины неполадок и решать их. У кого-то это получается, другие же пытаются спорить с судьями или искать неполадки в игровом поле, отмечает Александр Негольс. При этом у школьников старших классов лучше выходит думать на холодную голову, потому что они соревнуются в более сложных дисциплинах. Ученики младших классов ищут помощи у тренеров и сильнее переживают, что робот не работает и ничего не получается. Поэтому соревнования развивают, в первую очередь, понимание того, в какой момент и почему робот может работать неправильно. А осознание ошибок всегда ведет к более продуманному и правильному решению не только в робототехнике, но и в обычной жизни.
«Турнир двух столиц» проводится впервые, в четырех дисциплинах соревнуются по двадцать команд из Москвы и Санкт-Петербурга. Команды делятся на две группы: участники до 14 лет и участники 14-18 лет. «Младшие» борются за победу в конкурсах «Царь горы» и «Мосты», а старшеклассники соревнуются в «Качелях» и «Гонках». В первом конкурсе массивные роботы должны сначала забраться на возвышение, а потом вытолкать оттуда всех своих противников. Во втором соревновании каждая команда играет парой роботов: робот-инженер перекидывает через «реки» мосты, а робот-испытатель проезжает по ним. В «Качелях» также важна коллективная работа роботов: одна машина должна забраться по качелям наверх и взять с полки цилиндр, пока «напарник» с другой стороны удерживает качели под необходимым уклоном своим весом. В «Гонках» все просто: роботы соревнуются между собой на трассе. Баллы присуждаются командам за выполнение правил игры и достижение поставленных целей, всякий субъективизм судей в оценке участников полностью исключен.
«Наиболее ресурсозатратные дисциплины для разработчиков – это “Мосты” и “Качели”, потому что там требуется пара роботов. При этом “Мосты” проще чем “Качели”. Дело в том, что первый тип конкурса достаточно стандартный, в котором нет никаких ограничений, кроме размеров робота. Также роботы в нем могут использовать уже заранее построенные мосты, хотя в некоторых соревнованиях они должны строить мосты прямо во время состязаний. В “Качелях” же надо уравновешивать другого робота, а для этого необходимо создать сложный алгоритм, чтобы роботы вовремя останавливались. Что касается “Гонок”, то сама езда по линии – это очень просто, это первое, что изучают любители робототехники. Сложность категории в том, что там участвуют два робота одновременно, которые не должны сталкиваться и вытеснять друг друга с линии, то есть конкурс максимально приближен к реальным гонкам. Роботы-сумоисты рассчитаны, в первую очередь, на то, чтобы толкаться, поэтому в них главное – это надежность конструкции. Программная же составляющая здесь достаточно простая», – комментирует уровни сложности конкурсных заданий Евгений Заварин, тренер и методический организатор Т2С.
По его словам, некоторые старшеклассники почему-то не могли правильно настроить своего робота, чтобы он ровно следовал по полосе в «Гонках». Для тренера это было неожиданностью, потому что обычно с этой задачей могут справиться даже начинающие робототехники. Но, возможно, здесь роль сыграл другой фактор: многие из ребят впервые участвовали в соревнованиях такого типа. При этом в сборную Санкт-Петербурга вошло очень много ребят, которые учатся не в каких-либо специализированных технических школах, а просто увлекаются робототехникой и изучают ее на занятиях в специальных секциях. Поэтому то, что многие команды дошли до финала, что они получают какие-либо баллы, – это здорово и показывает престиж технических наук и интерес детей к конструированию и изобретательству, подчеркивает представитель Университета ИТМО Александр Негольс.
Еще большую смекалку и инженерную мысль команды проявят, когда сегодня, на втором дне турнира представят своих роботов на пятом задании, которое было секретным. О нем ребята слышат на коротком собрании после заездов по основным дисциплинам, и у многих школьников взволнованно горят глаза. Еще бы: за вечер и ночь им придется перенастроить своих роботов так, чтобы те смогли преодолеть целую эстафету. Дистанция собрана из измененных заданий основных дисциплин. Чтобы пройти ее, роботы должны немного переучиться. Например, сделать более крепкими мосты, научиться ездить но новым траекториям трассы или же вообще научиться ездить по линиям разметки. Организаторы подчеркивают: для этого не нужно создавать роботов с нуля, следует лишь чуть модифицировать имеющиеся у участников машины. Но это не единственная сложность. Так как пятый конкурс вбирает в себя характеристики остальных четырех, то и готовятся к нему сборные команды каждого города. В них одновременно входят разработчики роботов для всех предыдущих дисциплин. То есть участникам придется работать в составе новых команд, с малознакомыми людьми.
«Главное в наших соревнованиях – это умение сотрудничать. Я считаю, что московские команды, как и петербургские, должны помогать друг другу. Ребята должны понять, что объединение – это лучший выход из любой сложной ситуации. При этом мы рассматриваем турнир скорее как олимпиаду, поскольку пятое задание – это исключительно олимпиадное задание, потому что решить его нужно за ограниченное количество времени. В любом случае, собравшиеся на соревновании команды – действительно очень сильные и даже равные. Нам приходится проводить дополнительные заезды, чтобы выявить победителей из двух-трех лидеров. В то же время, видна разница между командами Петербурга и Москвы. Судьи говорят, что петербургские ребята более быстрые, но делают больше ошибок, а московские работают медленно, но стабильно», – комментирует один из организаторов и второй главный судья Анна Огарко.
Борьба за кубок двух столиц произойдет именно в ходе соревнований по пятому заданию, в финале турнира. Оно покажет как личностные, так и профессиональные навыки школьников, и до осени кубок уедет в один из двух столиц – Москву или Санкт-Петербург. Осенью же состоится второй Т2С.