Это вам не «Формула-1»...

Сразу расставим точки над i: искусственного интеллекта пока не существует, как, собственно, и настоящих аватаров. Сейчас мы лишь можем утверждать, что человечество быстро движется в направлении их создания. Так, например, в Национальном центре когнитивных разработок Университета ИТМО (НЦКР) как раз работают над тем, чтобы приблизить будущее и уже сегодня внедрить в жизнь «завтрашние» технологии. Аватар ИТМО — один из таких проектов. Безусловно, начинания НЦКР не уникальны. Сотни сильнейших ученых и разработчиков по всему миру стремятся создать метавселенную, в которой сопровождение нашей жизни по-настоящему интеллектуальными цифровыми помощниками станет обыденностью. Однако это не так легко и не так быстро: здесь нет проверенных формул и четкого представления о верном алгоритме. Говоря метафорически — нет идеального трека и усовершенствованных болидов, с помощью которых можно буквально долететь до цели. Это скорее ралли-рейд — гонка на длинные дистанции по пересеченной местности: у экипажа нет возможности заранее пройти по маршруту и составить единственно верное представление о том, что же его ждет впереди.

...и даже не классическое ралли

Если разработки на основе проверенных технологий скорее похожи на «Формулу-1» (подготовленный трек, ясный маршрут и приобретенная благодаря неоднократным тренировкам уверенность в результате), то инновационные разработки — точно классическое ралли: из пункта А в пункт В по новой, но все же предсказуемой дороге, причем с возможностью сделать пару тестовых заездов. Конструирование же Аватара изначально предполагает сложный, изнуряюще длинный маршрут, полный неожиданностей.

Со времени запуска проекта появлялась не одна версия Аватара ИТМО. Предыдущие итерации предлагаемого решения обеспечили все необходимые стадии реализации конечного продукта, каждая из которых прошла тщательную экспертизу в профессиональном сообществе и тестирование на студенческой аудитории. Разработчики НЦКР смогли не только оценить конкретные версии Аватара, собрать и проанализировать уникальные данные о его работе и взаимодействии со своим «хозяином», но и, что гораздо важнее, скорректировать концепцию «аватаростроения» в целом.

«Как говорил Томас Эдисон, “я не терпел поражений, просто исключил тысячи способов, которые не сработают”, — комментирует Олег Басов, руководитель лаборатории “Когнитивная невербалика” НЦКР. — Опыт реализации проекта был крайне полезен: он позволил нам увидеть экосистему аватаров не как сообщество цифровых помощников, взаимодействующих между собой, а как проекцию ИТМО на цифровую среду. Уже в январе Аватар сможет предоставить доступ практически ко всему, что оцифровано в окружающем нас реальном мире: от погоды за окном до психоэмоционального состояния преподавателя. В этой цифровой среде Аватар будет служить навигатором — в событиях, в пространстве, во времени и даже в людях. Многократные тестирования и просто общение со студентами дали понять, что Аватар в первую очередь должен стать советником, доверенным представителем и связным для своего владельца. Поэтому теперь Аватар не только отвечает на интересующие пользователя вопросы или напоминает о важных событиях, но и может, например, напрямую связать студента с преподавателем, в частности самостоятельно отправить ему курсовую работу, даже если нет нужных контактных данных».

Иллюстрация: Анастасия Лаушкина / НЦКР

Иллюстрация: Анастасия Лаушкина / НЦКР

За поворотом: что умеет обновленный Аватар ИТМО

Разработанное мобильное приложение позволяет загружать информацию о собственных начинаниях и достижениях, чтобы студент не оказался «невидимым» для коллег и отразился в рекомендациях у потенциально заинтересованных в сотрудничестве пользователей. К карточке проекта или события можно прикреплять любые файлы, заметки, а также добавлять участников коллабораций. В целом Аватар ИТМО становится единым окном коммуникации, благодаря которому каждый найдет научный проект, мероприятие и команду «по вкусу».

Еще одним нововведением стала способность Аватара к «объективному восприятию» своего «хозяина». Для этого в личном профиле пользователь может пройти специально разработанные психологические и профессиональные тесты. Искусственный интеллект проанализирует получившиеся психологические портреты, учтет совместимость людей и поможет им сформировать максимально успешные научные группы и команды. Разработчики убеждены, что Аватар ИТМО существенно повысит эмоциональный комфорт пользователей в процессе совместной работы.

Ориентирование на местности

Наращивание возможностей Аватара будет проходить плавно и с постоянным отслеживанием фидбэка со стороны пользователей. Разработчики убеждены, что в «аватаростроении» стоит выбирать вдумчивый, поэтапно выверенный подход к развитию проекта. Здесь, как и в ралли-рейде, не столь важно, подробна ли дорожная карта и насколько детально проработана организаторами «легенда». Это сложная трасса, предполагающая высокие скорости, поэтому для ориентации на ней пилоты надеются в первую очередь на своих штурманов.

«Мы всей командой разработали предварительный график релизов приложения и планируем с понятной периодичностью в 2–4 недели выпускать обновления, которые будут добавлять новые функции в приложение. При этом мы не забудем о пользователях и постараемся максимально оперативно реагировать на обратную связь, вплоть до существенной корректировки стратегии вывода фич — в зависимости от реакции и предложений аудитории», — утверждает Андрей Карсаков, руководитель лаборато​​рии «Интерактивная визуализация» НЦКР.

Иллюстрация: Анастасия Лаушкина / НЦКР

Иллюстрация: Анастасия Лаушкина / НЦКР

Залог успеха

За каждой победой экипажа в ралли-рейде стоит огромная команда, минимум из пары десятков человек. Все эти люди, как правило, не известны болельщику, но без них невозможен ни один заезд. Механики, инженеры, водители сопровождающей автотехники, врачи, массажисты, пресс-атташе, менеджер команды… Всех не перечислишь, но каждая роль важна для достижения общего успеха.

В НЦКР над созданием Аватара тоже трудятся десятки человек, в основном сотрудники двух лабораторий: «Когнитивная невербалика» и «Интерактивная визуализация». А родился цифровой помощник в лаборатории «Алгоритмика сложных систем». В Центре 11 научных команд, и значительная часть созданных ими сервисов и разрабатываемых решений будет постепенно интегрирована в экосистему аватаров.

Уже 1 декабря мобильная версия Аватара станет доступна для ограниченной аудитории — преподавателям и студентам магистратуры факультета цифровых трансформаций Университета ИТМО (ФЦТ).

«В декабре наш факультет превратится в настоящий испытательный полигон, — рассказывает Семен Краев, декан ФЦТ. — Дух революционных цифровых преобразований абсолютно естественен для наших студентов в силу специфики факультета. Думаю, они с радостью примут участие в разработке Аватара ИТМО. Это не оговорка: в нашем случае команда разработчиков — это не только ведущие ученые и программисты, но и активные пользователи, благодаря которым экспериментальные разработки постепенно превращаются в реальные решения, занимающие постоянное место в нашей жизни».

После того как приложение пройдет «боевое крещение» на ФЦТ, разработчики планируют сделать Аватар доступным для всех факультетов ИТМО.

«Друзья, скачивайте приложение, вступайте в ряды активных пользователей аватаров и наших надежных советчиков, — призывает Олег Басов. — Прежде, чем Аватар станет вашим надежным штурманом на студенческом пути, предлагаем войти в команду и внести вклад в развитие экосистемы цифровых помощников».

Текст подготовлен редакцией новостного портала совместно с сотрудниками Национального центра когнитивных разработок Университета ИТМО

Перейти к содержанию