Франция стала одной из первых стран, где задумались над проблемой сохранения культурного наследия и начали решать ее на государственном уровне. В первую очередь это связано с тем, что в ходе революций и войн большое число памятников было уничтожено. О том, как формировалось законодательство по охране памятников во Франции, представляющее собой довольно разветвленную и многоуровневую систему, рассказал сотрудник Института национального наследия Франции, специалист по консервации Рош Пайе. В настоящее время около 1950 зданий Парижа охраняются как исторические памятники на государственном уровне, а еще 5000 находятся под муниципальной опекой. Также французский гость рассказал о разнице между техниками консервации, реставрации и реконструкции памятников архитектурного наследия. Наиболее щадящая процедура, которая способна продлить жизнь памятника, — консервация. Иногда, считает эксперт, этой процедурой пренебрегают, переходя сразу к «капитальному ремонту» памятника. Вообще, все реставрационные или реконструкционные работы требуют высокой степени профессионализма. Помимо инженерно-технических знаний, в этом деле необходимо уделять значительное время изучению архивов, документов, проводить подробные исследования.
Руководитель французской лаборатории LC2R, специализирующейся на консервации, реставрации и сопутствующих исследованиях, Жак Ребьере рассказал о практике применения технологий виртуальной реальности к решению проблемы сохранения культурного наследия. Один из основных инструментов работы современного реставратора — 3D-сканер. Эта технология способна скопировать рельеф поверхности, объем и размеры просканированного объекта. Она используется и в геологии, и в медицине, и в астрономии, и не менее ценна в работе Жака Ребьере. По его словам, 3D-сканер позволяет довольно быстро и качественно оцифровать тот или иной музейный экспонат. Достоинства этой технологии состоят в четкости изображения рельефа, что позволяет передать даже самый мелкий узор или градиент, и в том, что сканирование не требует физического контакта с хрупким экспонатом.
В свою очередь, сотрудники кафедры графических технологий и Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций продемонстрировали проекты, которые реализуются в Университете ИТМО. Один из руководителей Video360Production Денис Столяров рассказал о съемках видео, просмотр которого создает ощущение «полного присутствия». Французские гости убедились в этом сами, вращая головой в разные стороны и рассматривая дома на набережной канала Грибоедова и Храм Спаса-на-Крови или наблюдая за работой знаменитых часов «Павлин» в Зимнем дворце Эрмитажа. Рош Пайе и Жак Ребьере в Санкт-Петербург приехали впервые, поэтому знакомство с городом у них началось в виртуальной реальности. Заведующий кафедрой графических технологий Артем Смолин представил другие проекты кафедры и Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО, среди которых создание виртуальных музеев и экскурсионных туров, реализация высокотехнологичных перфомансов и другое. Участники круглого стола также посетили Юзабилити-лабораторию, руководитель которой, Андрей Балканский, продемонстрировал ее в работе.
Французские коллеги отметили, что разработки Университета ИТМО действительно впечатляют, и они видят большую область применения для них в сфере защиты культурного наследия. Однако, считает Рош Пайе, для этого нужно расширить возможности видео: например, не ограничиваться изображением крепости, а добавить инструменты, позволяющие проводить мониторинг состояния здания, диагностику, прогнозирование возможного разрушения и так далее. Виртуальное изображение может стать отличной платформой не только для исследования учеными, но и для обучения. Для этого необходимо привлекать специалистов совершенно разных компетенций, и в этом, говорит французский эксперт, они готовы помочь российским коллегам.
«Эти технологии можно использовать для создания мировых баз объектов культурного наследия, если, конечно, мы их действительно считаем общечеловеческим достоянием, — делится Жак Ребьере. — В контексте последних событий, повышенной террористической угрозы, формирование такой базы становится делом первостепенной важности. Ведь разрушение вечных ценностей — памятников культуры — одна из целей террора. Сделав же качественную 3D-копию архитектурного творения, мы его обессмертим. Если раньше разрушенные объекты, можно сказать, исчезали с лица земли, то сейчас их всегда можно будет заново реконструировать, основываясь на полноцветной, четкой виртуальной копии. Я уже не говорю о том, что на достопримечательность можно будет посмотреть в виртуальном мире».
Российская и французская стороны согласились, что заинтересованы в совместной работе. Директор Центра дизайна и мультимедиа Николай Борисов видит три перспективных проекта, в которой могут принять участие французские специалисты: это виртуальная реконструкция крепости Корела в период начала XVII века, реконструкция исторической части Васильевского острова в 1730 году и Соловецкого монастыря. Возможные форматы взаимодействия будут обсуждаться отдельно.
Пока, отмечают организаторы встречи, прошедшей в рамках развития Международного технологического кластера «Инфокоммуникационные и оптические технологии в культуре и искусстве», препон между российско-французским сотрудничеством по части сохранения культурного наследия они не видят. Тем более, что 2016 год объявлен Правительством Р Ф годом культурного туризма. Современные технологии позволяют путешествовать в другие страны, даже если ты сидишь на стуле в офисе. Главное — надеть очки виртуальной реальности.
Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО