Летняя школа Таллиннского университета, организованная совместно с Кипрским технологическим университетом, — это трехнедельный интенсив, который включает в себя курсы по гуманитарным и естественным наукам. Большая часть мероприятий Летней школы проходит непосредственно в столице Эстонии, однако для курса по методам проведения исследований в человеко-компьютерном взаимодействии организаторы ежегодно выбирают новых партнеров из разных стран мира. В 2016 году местом проведения был выбран город Дубровник (Хорватия), а главной темой лекций и практикумов стали современные технологии для пожилых и людей с ограниченными возможностями.
Курс «Research methods in HCI» в большей мере ориентирован не на студентов, а на аспирантов и практикующих исследователей. Лекции и практикумы здесь посвящены не самим гаджетам и интерфейсам, а методам исследований для их проектирования: этнографическим методам исследования человеко-машинного взаимодействия, методам систематизации результатов качественных исследований (в частности методу тематического анализа), использованию игровых методов в исследованиях и так далее.
Участие в обучении приняли старшие преподаватели кафедры графических технологий Университета ИТМО Алексей Лавров, Андрей Балканский и Лидия Корпан, а также глава лаборатории дизайна интерфейсов Центра дизайна и мультимедиа ФТМИ Университета ИТМО Елена Веселова.
Перед запуском курса организаторы поделили студентов на команды по четыре-пять человек для проведения практических занятий: каждой предстояло выбрать какую-либо проблему, с которой сталкиваются пожилые люди, разработать методологию для того, чтобы проверить свою гипотезу, и в итоге предложить какую-либо технологию, эту проблему решающую. Команда Андрея Балканского решила проработать создание сервиса для пожилых одиноких путешественников, так как многие не решаются на дальние поездки из-за языкового барьера или возрастных болезней. Алексей Лавров с коллегами по команде задумались над тем, как сделать слуховые аппараты «модными»: некоторые пенсионеры считают, что очки и слуховой аппарат — атрибуты стариков, и отказываются их носить, несмотря на проблемы с общением. Команда Лидии Корпан взялась за внедрение в компьютерные интерфейсы технологий распознавания речи и жестов, а команда Елены Веселовой — за технологии дополненной реальности для повышения двигательной активности пожилых людей.
«При выборе метода очень важен контекст. В качестве примера нам приводили исследование по осведомленности детей о своих правах. Если мы будем проводить обычное интервью, ребенок может замкнуться, и мы не получим достаточного количество информации. Для решения была разработана flash-игра с ситуациями, в которых нужно принять какое-либо решение. Детям предложили выбрать действие и пояснить, почему они это сделали, — все результаты записывались на диктофон. Это пример смешанного исследования: мы и получаем количественные данные теста, и можем понять причину, почему дети поступают так или иначе. Картина становится более полной», — поясняет Алексей Лавров.
При проведении исследования необходимо учитывать массу нюансов, добавляет Андрей Балканский. Кроме того, полученные данные нужно правильно обработать, разделив информацию по категориям, имеющим отношение к проблеме
«Лекции на курсе читали до двух часов дня, а работа в группах шла до вечера: эти пять дней были очень насыщенными и богатыми на новый опыт. Этой осенью я буду вести у магистров предмет „Методы обработки экспериментальных данных“ и обязательно включу в курс информацию с Летней школы — многим она пригодится при подготовке выпускных квалификационных работ», — говорит Алексей Лавров.
Отметим, что местом проведения курса по методам исследования в человеко-компьютерном взаимодействии в 2017 году может стать Университет ИТМО.
«Мы обсуждали эту возможность с эстонскими коллегами на прошлых встречах, и эта договоренность не только не исчезла, но и закрепилась в виде бумажного соглашения. Здесь могут возникнуть сложности, например, связанные с тем, что иностранным участникам будет нужно получать российские визы. Но мы готовы их преодолеть», — рассказывает Лидия Корпан.
Помимо прочего, переговоры с коллегами из Таллиннского университета и Кипрского технологического университета затронули тему присоединения Университета ИТМО к ведению курсов в европейской онлайн-магистратуре Interaction Design. Cпециалисты кафедры графических технологий Университета ИТМО совместно с представителями Таллиннского университета также планируют организовать конференцию-практикум, приуроченную ко Всемирному дню юзабилити.