Информационно-платежная система с рабочим названием «Везде» включает в себя модернизированные валидаторы, бортовые терминалы для водителей и кондукторов, а также установленные в транспорте датчики. Главная особенность системы в том, что вся техника объединена с помощью облачных технологий. Для пассажиров это в первую очередь означает, что в качестве платежного инструмента можно использовать практически любой идентификатор, привязанный к счету в системе. Им может быть приложение на смартфоне, магнитный пропуск, банковская карта, «умный» брелок или браслет, QR-код. Рассчитаться за проезд можно даже по звонку на указанный в транспорте номер телефона, а пополнить счет — наличными через терминал, по банковской карте через веб-сайт или, например, с помощью мессенджера Telegram, связавшись с ботом @vezde_bot.
Так как вся логика вынесена на центральный сервер, пассажир может строить маршрут через мобильное приложение с привязкой ко времени, объектам на карте, учетом дорожной ситуации и местонахождения автобусов. Система предусматривает возможность «отложенного платежа»: если поездка заняла меньше 90 минут, то пересадки будут бесплатными, а если больше, то со счета снимется стоимость нескольких билетов. Со своего терминала водитель может контролировать количество безбилетников и техническое состояние транспортного средства, сообщать о внештатных ситуациях — дополнительный функционал можно вводить, просто используя датчики планшетов и пассажирских устройств. Организаторам перевозок внедрение этой технологии позволяет автоматизировать бизнес-процессы и дает единую систему отчетности и аналитики.
Разработчики подчеркивают, что проект положил начало третьему поколению систем оплаты проезда в общественном транспорте. В первом поколении пассажиропоток контролировали с помощью компостеров для бумажных билетов, вторая «волна» предусматривает использование электронных устройств — турникетов и валидаторов, а третья — расширяет их возможности с помощью информационных сервисов, которые «додумают» маршрут за пассажира, вычислят «зайцев» и сообщат о поломке автобуса.
«Развитие современных технологий значительно меняет нашу жизнь и те взаимоотношения, которые возникают между людьми, людьми и бизнесом, людьми и государством, в том числе — и на транспорте. Распространение Uber, „Яндекс.Такси“, GetTaxi привело к тому, что такси — это единственный вид транспорта, который за счет информационных технологий сократил стоимость, существенно повысил качество и удовлетворенность пассажиров самим сервисом. Пассажирский транспорт также стоит сейчас на некоторой революционной точке, после которой появляются совершенно новые технологии», — комментирует начальник управления информационных технологий аналитического центра при Правительстве РФ Александр Малахов.
Первая презентация проекта «Везде» прошла в Калининграде, и разработчики ведут переговоры о возможном внедрении ее в этом городе. В Санкт-Петербурге же первая презентация состоялась 30 августа: сотрудники Университета ИТМО и аналитического центра при Правительстве Р Ф прокатили журналистов и представителей Смольного по Васильевскому острову на двух автобусах, показав особенности работы новой платежной системы. Сейчас она запущена в тестовом режиме (только с использованием терминала водителя без специальных валидаторов) на одном из маршрутов «Пассажиравтотранса», а в полноценном виде может быть развернута к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, чтобы болельщики могли доехать до стадиона по билету на матч.
«От идеи до воплощения прошло полгода. Самое главное удобство заключается в том, что средство платежа всегда под рукой, возникает целый ряд аналитических приложений, которые позволяют учитывать логистику, пассажиропоток. Благодаря этой интеллектуальной системе пользователь может планировать время, маршрут и даже стоимость движения. Но это только начало пути, понадобится время на „обкатку“: систему предстоит испытать не на одном маршруте», — рассказывает вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.
Отметим, что прототип комплексной информационно-платежной системы разработан специалистами инжинирингового центра Университета ИТМО «М2М телемеханика и приборостроение» под руководством Самуила Горелика. Создание пилотного решения осуществляется совместно с аналитическим центром при Правительстве Р Ф. Кроме того, в консультациях принимали участие специалисты Комитета по информатизации и связи и подведомственного Комитету по транспорту СПб ГКУ «Организатор перевозок».