Мы хотели понять, как коллективные эмоции возникают в онлайн-комьюнити, чтобы получить возможность предсказывать, усиливать и подавлять негативные и позитивные эмоции, которые возникают у пользователей различных сообществ, и тем самым получить возможность стабилизировать эти сервисы. В долгосрочной перспективе мы хотели научиться создавать сервисы и технологии, связанные с эмоциональным интеллектом. Мы можем обладать знаниями о том, какие бывают эмоции у людей, как они действуют под их влиянием, и мы хотели «научить» компьютер делать то же самое. Компьютер по определению должен служить человеку, у нас есть определенные потребности, и часть наших потребностей выражается в эмоциональном состоянии, поэтому важно, чтобы IT-сервисы не просто предоставляли нам данные и технологии для повседневных задач, но и отвечали на наши эмоции.
Не существует полного общего понимания и согласия в том, что такое эмоции, кроме того, что они влияют на нашу жизнь. В разных странах их могут представлять по-разному и вкладывать в них разный смысл. Например, в Японии есть понятие «токимаки», которым обозначают внезапный шок от того, что человек влюбился или был впечатлен каким-то событием. Японцам понятна эта эмоция, но представителям других культур объяснить и принять ее может быть непросто.
Согласно определению, эмоции — это часть процесса ответа на персональный опыт, с большой вероятностью моя реакция будет основана на моих эмоциях. С точки зрения биологии они были нужны для того, чтобы мы могли очень быстро реагировать на какие-либо ситуации — например, страх нужен для того, чтобы в случае опасности мы не думали, что же делать, а просто убегали. Но, кроме индивидуальных эмоций, нас интересует такой феномен, как коллективные эмоции. Многие из тех, кто приходит на спортивные соревнования, делают это не потому, что на стадионе лучше видно игру, а чтобы получить новые групповые переживания. Или приведу другой пример, который мне очень нравится, когда политические изменения в августе 1980 года, связанные с деятельностью Леха Валенсы, подарили мне и многим другим полякам исключительно положительные групповые эмоциональные переживания.
К сожалению, не существует и общего согласия социальных ученых о том, что является базовыми дискретными эмоциями. Это настоящая катастрофа: я физик и привык к тому, что знаю, из чего состоит материя, но в случае с эмоциями ученые не могут определиться даже с самыми фундаментальными фактами. Ученые разработали несколько классификаций базовых эмоций, одной из наиболее интересных можно назвать модель Роберта Плутчика (1980 г.), в которой он раскладывает эмоции на противоположные: удовольствие-грусть, доверие-отвращение, страх-гнев, удивление-предвосхищение. Но также необходимо определить, что означает эмоция. Один из самых простых способов предложил Джеймс Рассел с круговой моделью, где эмоции раскладываются по двум измерениям — валентность (степени удовольствия) и возбуждение (активация).
Кстати, нет согласия и относительно того, как долго продолжается эмоциональное переживание. Большинство ученых сходятся во мнении, что время составляет от одной секунды до нескольких минут. Если вы испытываете что-то более продолжительное время, то это не эмоция, а какое-то другое физиологическое или социальное состояние, например, депрессия.
Эмоции существуют не только в нашем сознании, они присутствуют одновременно и в мозге, и в теле, и благодаря этому мы можем их детектировать. Под мозгом я имею в виду не только отдельные нейроны, но и их коллективные состояния. Самый простой способ детектирования эмоций — это простое механическое исследование положения мышц лица: по тому, как сокращаются лоб и меняется форма губ, мы можем понять, позитивные переживания испытывает человек или отрицательные. Второй способ — исследование проводимости кожи: в зависимости от силы переживаемой эмоции на ней выделяется разное количество пота, кроме того, также меняются показания ЭКГ.
Сегодня мы все больше времени проводим за компьютером, это новое измерение нашей жизни, мы становимся частью новой социально-технической системы, и возникает вопрос: можно ли передавать эмоции с помощью информационных сервисов и можно ли детектировать эмоции в киберпространстве. Коллективные эмоциональные переживания возникают в результате взаимодействия между участниками, могут ли они существовать здесь так же, как и в реальном мире?
Один из лучших технических инструментов, который был разработан для того, чтобы понять это — программа SentiStrenght. Она оценивает «настроение» фраз по отдельным словам-маркерам по шкалам от -1 до -5 (негативный эмоциональный заряд) и от 1 до 5 (позитивный). Но даже здесь возникают сложности с классификацией. Например, фраза «Я по тебе скучал» несет в себе положительную эмоцию или отрицательную? Я бы сказал, что обе: с одной стороны, она показывает, что говорящий хорошо относится к тому, кому адресована фраза, с другой — грусть по поводу того, что они не могли общаться какое-то время. И это только одно слово передает сразу два эмоциональных значения! Что уж говорить о более сложных примерах. Допусти, я могу сказать «Этот фильм был очень красочным, в нем играли известные актеры, музыка была замечательной, но лучше бы я остался дома»: по большей части слова передают положительные переживания, но последнее предложение, в котором я показываю реальное отношение к ситуации, меняет эмоциональное значение текста на противоположное.
Мы использовали эту программу для детектирования коллективных эмоций в интернете на нескольких платформах — проанализировали более 2,4 млн сообщений на форуме BBC, 1,6 млн на портале Digg и 242 тысячи — на Blog06. Сообщения оценивались как -1, 0 или 1, и в таком же виде представлялась дискуссия. Нам удалось определить эмоциональные кластеры: последовательные цепочки сообщений со схожей ориентацией настроения. Мы установили, что в том случае, если в дискуссии уже присутствует несколько сообщений с похожей эмоциональной нагрузкой, то с большой вероятностью последующее сообщение тоже будет входить в кластер. И чем больше кластер, тем больше эта вероятность. Чтобы получить более точные результаты, мы рандомизировали данные, количество кластеров сократилось, но они все равно остались.
В реальном мире негативные эмоции помогают избежать опасности. Но зачем они нужны в случае с интернетом? Там нет прямого физического контакта, и в большинстве случаев мы можем не бояться негативных переживаний. На примере форума BBC нам удалось выяснить, что эмоциональное начало дискуссии — неважно, положительные эмоции оно вызывает или отрицательные — влияет на длину дискуссии и обычно приводит к тому, что они будут более продолжительными. То есть можно утверждать, что эмоции — это топливо для дискуссий в киберкоммьюнити.
Отметим, что в ходе лекции Януш Холыст представил результаты ряда исследований, проведенных консорциумом Cyberemotions, среди которых различные социально-технологические приложения, эмоциональные аватары, технологии анализа отзывов в интернет-магазине. С информацией о консорциуме Cyberemotions и результатами их работы можно ознакомиться на официальном сайте проекта.