В начале 2000-х, когда вы поступали в университет, информационные технологии только начали активно развиваться. Решение учиться на программиста было сознательным выбором? И почему вы отдали предпочтение именно Университету ИТМО?
Я приехал в Петербург из небольшого северного города Ноябрьск в Тюменской области. Не могу сказать, что я шел на конкретную специальность. Я был точно уверен, что мне интересны информационные технологии. Но определиться точнее, чем я буду заниматься в жизни, конечно, в столь юном возрасте сложно. Поэтому прежде всего я выбирал специальность в сфере IT и вуз.
Я учился в Университете ИТМО с 2000 по 2006 год на факультете информационных технологий и программирования под руководством Владимира Парфенова. Многие уже тогда были наслышаны о том, что он возглавляет факультет, студенты которого неоднократно выигрывали соревнования по программированию.
Перед поступлением я, конечно, делал небольшую аналитику вузов, рассматривал в том числе СПбГУ, Политех, другие технические вузы. Но приоритетным для меня все равно оставался Университет ИТМО. Уже тогда петербургский вуз казался мне инновационным: он раньше многих начал активно развиваться в сфере информационных технологий, те факультеты, проекты, которые создавались на базе ИТМО, больше на тот момент я нигде особо не встречал. Это тоже сыграло свою роль в выборе места обучения.
Это впечатление оправдалось во время обучения в вузе?
Да, абсолютно. Я не учился в других вузах и не могу судить об их формах образовательной деятельности, не знаю, как там ведутся лекции и проходят лабораторные работы. Но образовательный процесс в ИТМО мне очень нравился. Все было построено как некое интерактивное погружение, мы не просто зубрили информацию, нас включали в различные интересные процессы, которые имеют потенциальный бизнес-характер. Нам устраивали круглые столы с представителями реального бизнеса, с лидирующими компаниями в IT-отрасли. Тогда я еще не знал про такие компании, а сейчас я с ними плотно работаю.
К слову, еще во время обучения в вузе, уже на третьем-четвертом курсе у меня был свой бизнес. С моим сокурсником и впоследствии хорошим другом мы организовали небольшую веб-студию, которая занималась разработкой интернет-ресурсов. Надо понимать, что это был 2003-2004 год, тогда этот рынок еще не был настолько перенасыщен, как сейчас. Учась в вузе, мы делали коммерческие проекты, привлекали как на безвозмездной, так и на коммерческой основе наших товарищей, сокурсников. Со многими из них мы и сегодня общаемся, дружим, сотрудничаем. Поэтому в вузе у меня была не только теория, но и, так скажем, полное погружение.
Кроме того, уже потом, представляя небольшие, но профильные коммерческие структуры, мы сотрудничали и с вузом: привлекали студентов на практику, участвовали в проведении интерактивных лекций. Некоторые наши дипломные работы имели впоследствии практическую реализацию. К своей гордости, уже после окончания вуза я был научным руководителем в вузе, у меня было несколько дипломников.
Какие проекты были реализованы?
Например, до практической реализации была доведена моя дипломная работа. Потом в дальнейшем эту тему продолжал и мой дипломник, он ее модернизировал, развил, наполнил новыми идеями. Проект был посвящен созданию системы управления видеоконтентом. По сути, это был некий аналог современного Skype с возможностью массовых совещаний и распределенным видеоконтентом. То есть если один человек работает с документом, все остальные могли видеть изменения. При этом не забывайте, какой это был год. Проект был успешно реализован, он использовался на некоторых предприятиях в качестве системы видеоконференцсвязи.
Какими проектами вы занимались после окончания университета?
После окончания университета я попробовал себя во многих сферах, при этом, безусловно, старался выбирать все в соответствии со своим профилем. Я работал в телекоммуникациях, в интернет-компаниях разного уровня. Начинал с небольших компаний, а на тот момент это был пик развития интернета в городе. Далее работал в более крупных компаниях, например, таких как «Северен-Телеком». Кроме того, я участвовал в проектах, связанных с информационными технологиями, которые тогда как раз начинали развиваться. Например, на это время пришелся пик развития такой технологии, как система моментальных платежей, это всевозможные киберплаты и так далее. Можно сказать, что тоже стоял у истоков такой технологии.
Почему вы решили сменить сферу деятельности и работать в ТЭК?
Время и место зачастую решает многое. Но несмотря на то, что сейчас я работаю на крупном производственном предприятии в области ТЭК, я занимаюсь профильным делом. Я отвечаю за функционирование IT-системы, связи, метрологии, автоматизации и информационной безопасности на крупном производственном предприятии, которое является ключевым дочерним предприятием ПАО «НК «Роснефть», оно занимает лидирующие позиции в нефтесервисном секторе как в России, так и за рубежом.
В любой сфере есть свои особенности работы IT-специалиста, будь то банковский сектор, торговля или что-то другое. Каковы особенности работы в производственном секторе?
Прежде всего в отличие от банковского сектора, ритейла и других, работа в производственном секторе предполагает другой уровень ответственности. Представьте, что произойдет сбой в IT-системе в каком-нибудь крупном магазине. Безусловно, будут простои, предприятие понесет убытки. Но что если сбой произойдет на производстве, например, на заводе, где есть угроза не только финансовых потерь, но и для жизни людей? Нужно также учитывать инфраструктурную составляющую: я работаю на предприятии, которое территориально распределено, его подразделения располагаются от Краснодара до Сахалина, кроме того, некоторые объекты автономны, до них сложно добраться. Поэтому цена ошибки очень велика.
Я отвечаю в том числе за то, чтобы во всех подразделениях предприятия была связь, осуществлялся видеомониторинг, использовались соответствующие технологии, связанные с промышленной безопасностью, системы, связанные с аналитикой и так далее. И самое главное, чтобы это все работало независимо от расстояния, часовых поясов. Например, один из наших филиалов располагается на Сахалине, разница во времени — восемь часов, мы только приходим на работу, а они уже фактически уходят домой. Но наша задача состоит в том, чтобы все работало без перебоев. По закону опасный производственный объект не может находиться без связи ни минуты. Если на таком предприятии допустить ошибку, это может повлечь за собой колоссальные убытки.
ТЭК в плане скорости внедрения новых технологий сегодня стоит почти в том же ряду, что и банковский сектор. Как эти изменения отражаются на вашей работе?
Мы вообще живем в очень интересное время. Мы становимся свидетелями технологий, которые на наших глазах рождаются и умирают. Кто мог подумать каких-то пять-шесть лет назад, что вся наша жизнь будет зависеть от приложений в смартфоне? А сейчас это обычная жизнь: хотите заказать билеты, оплатить налоги, все делается через телефон. И таких примеров огромное количество.
С развитием технологий, развиваются и возможности их применения. Например, те же обучающие системы: если пять лет назад люди проходили традиционные экзамены по технике промышленной безопасности, то уже сегодня мне известны примеры применения VR. Люди уже могут ходить по виртуальным объектам, изучать процессы и так далее. Мы, безусловно, также стараемся идти в ногу со временем.
На сегодняшний день технологии развиваются настолько быстро, что зачастую возникают кадровые проблемы: сложно найти специалистов, которые уже готовы к работе в новых реалиях. Как мы решаем эти проблемы? Безусловно, есть внутренние программы обучения. Они проводятся как с использованием собственных ресурсов компании, так и с привлечением профильных организаций и учебных заведений. Мы следим за актуальностью и квалификацией наших сотрудников.
Многие как раз критикуют вузы за то, что они не успевают давать актуальные знания студентам, готовить их к работе на предприятиях.
Думаю, что все зависит от вуза. Есть вузы, которые действительно закостенели в своих подходах к образованию. Но есть университеты, которые следят за временем, определяют ключевые тенденции, переосмысляют свою стратегию развития в соответствии с ними, перестраивают подготовку специалистов. И, кстати, мне кажется ИТМО — один из таких ярких примеров.
С другой стороны, можно иногда услышать мнение, что сегодня в условиях, когда все постоянно меняется, есть огромное количество образовательных площадок, в том числе онлайн-курсов, фундаментальное, высшее образование теряет ценность. Вы с этим согласны?
Категорически не согласен. Вуз дал мне фактически все, что я имею. Возможно, это звучит довольно громко, но профильное высшее образование сформировало мое мировоззрение как профессионала. Я пришел в вуз одним человеком, а вышел из него совершенно другим. Все, что я использую сейчас в работе, все фундаментальные знания, я приобрел в вузе. Уже потом, безусловно, я развивался самостоятельно, проходил дополнительные профессиональные курсы и семинары. Но изначально я вышел специалистом из Университета ИТМО.
Я учился на инженера в сфере информационных технологий, нам, безусловно, преподавали много общих предметов, которые, казалось бы, нам абсолютно не нужны. Ведь, образно говоря, зачем история будущему программисту? Но ценность высшего образования заключается в том, что, помимо серьезных профессиональных знаний, ты расширяешь кругозор, становишься всецело образованным человеком. И это имеет колоссальное значение. Да, можно быть узконаправленным специалистом, но динамика развития современного IT-рынка такова, что узкой направленности может хватить ненадолго.
Что вы посоветуете нынешним студентам, которым в будущем еще предстоит строить карьеру в области информационных технологий?
Есть такая пословица: «Волка ноги кормят». Конечно, все новые технологии так или иначе базируются на фундаментальных знаниях, которые дает университет. Но, если мы говорим про информационные технологии, это очень динамичный рынок. Несколько раз я был свидетелем того, как заказчики той или иной системы, придумывали новую технологию в процессе исполнения контракта. Задача была поставлена одна, а на выходе все удивились тому, что получилось. И уже дальше продумывали, как использовать эту новую возможность. Так и здесь. Поэтому, безусловно, нужно отслеживать тенденции, технологии, участвовать в проектах. И главное — ничего не бояться.