Кирилл Беляев, Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН
Я работаю в лаборатории квантово-размерных гетероструктур. Область исследований в этой тематике очень обширная и затрагивает проблемы плазмоники, однофотонных систем. Я стараюсь заниматься самыми перспективными направлениями науки: на мой взгляд, к таковым сейчас относится квантовая криптография. К сожалению, в России очень тяжело с финансированием. Чтобы купить оборудование, надо обязательно выиграть какой-либо грант. Также все исследовательские институты стараются сотрудничать с европейскими научными группами, что, на мой взгляд, странно, так как в России работают очень сильные исследовательские коллективы. На конференции я хочу пообщаться с представителями Датского технического университета. Совместных разработок у нас с ними нет, но там проводятся передовые исследования.
Владимир Кулаковский, Институт физики твердого тела РАН
Моя научная группа работает в двух направлениях: это фотонные кристаллы и их использование в управлении поляризацией света в излучателях, а также исследования поляритонов, нелинейных эффектов и так далее. Мы заинтересованы в сотрудничестве с научными группами, которые могли бы изготовить необходимые нам структуры. Я присматриваюсь и к Университету ИТМО. Сотрудничество между институтами в научной сфере играет важную роль, особенно в России, где всегда проблемы с финансированием. Причем дело не только в отсутствии инвесторов, но и в непродуманной государственной системе, которая подразумевает, что ученые должны израсходовать за год определенный бюджет. В результате я, например, не могу накопить на новое оборудование. Еще одна проблема — это постоянные изменения в науке как системе: сегодня нам говорят одно, завтра — другое. В области нет стабильности, каждый год новые запросы со стороны власти и предприятий, что заставляет молодых ученых уезжать из страны.
Овидио Пенья-Родригез, Мадридский политехнический университет
Я занимаюсь исследованиями в области плазмоники. «МЕТАНАНО-2016» интересна мне, потому что заявленные тематики конференции очень близки к области моих исследованиям. Также очень много моих коллег и партнеров, с которыми я сотрудничаю, прибыли сюда. По моему мнению, за последние годы очень значительные разработки были в области плазмоники, связанные с технологиями невидимости. Также очень важны медицинские приложения плазмоники, в том числе для диагностики и лечения рака.
Анастасия Храмова, магистрант МГУ
Наша группа занимается экспериментальными исследованиями магнитооптических модуляторов света, в частности, увеличением частоты работы этих устройств. На конференцию я приехали рассказать коллегам о результатах нашей работы. На рынке представлены эти устройства, но всегда необходимо, чтобы был выбор: ведь кому-то нужны модуляторы с большей частотой, кому-то — с большей точностью и другими параметрами. Так как наша научная работа экспериментальная, а оборудования всегда не хватает, при возникновении новых исследовательских вопросов приходится как-то выкручиваться с тем оборудованием, которое есть. К сожалению, сегодня это основная проблема в работе.
Карстен Рокштуль, Технологический институт Карлсруэ
Я занимаюсь теоретическими исследованиями в области физики твердого тела, а также работаю в институте нанотехнологий. В моей рабочей группе мы проводим исследования, связанные с нанооптикой, в частности, изучаем квантовую нанооптику — различные эффекты, которые появляются в одиночных фотонах и однофотонных системах. Также я провожу исследования в области теории рассеяния. Третье направление моей работы связано с технологическим внедрением научных достижений и открытий. Например, мы пытаемся повысить эффективность поглощения солнечного излучения солнечными батареями, а также создаем новые сенсорные системы. В науке очень важны прикладные аспекты, а также простота внедрения разработок. Тогда научные разработки будет спонсироваться и коммерциализироваться.
Игорь Чеснов, Владимирский государственный университет
Я теоретик-фундаменталист, занимаюсь поляритоникой. В этой области сейчас во всем мире очень много интереснейших исследований. Другой вопрос, что определяет лидерство в той или иной научной сфере. Конечно, здесь важны фундаментальные прорывы, а также обнаружение свойств, которые имеют прикладное значение. На самом деле, чтобы ни говорили, успешная наука держится на прикладных исследованиях, они хорошо спонсируются. Конечно, лидерство определяется и другими показателями, но к этому нужно стремиться. Для того, чтобы получить финансирование, нужно много работать, а также поддерживать контакты с коллегами. Собственно, на «МЕТАНАНО» и аналогичные мероприятия за тем и приезжают".