За развитием светового дизайна и светового искусства в целом важно следить и тем, кто погружен в эту профессиональную область, и тем, кто находится за ее пределами. Причина проста: свет с середины XX столетия стал мощным инструментом, который меняет города и мироощущение человека. Обращаясь адресно к каждому, световой дизайн открывает для нас множество новых возможностей, но вместе с тем может быть использован против нас.
Что важно для светодизайнера?
В первую очередь, важно понимать авторское «Я». Личность автора – сильное и значительное для творца понятие. Отстаивать свое мнение сложно и особенно сложно в световом дизайне, где нередко срабатывает закон вкусовщины. Именно поэтому авторы борются за свои методы исследования и приводят доказательства, подтверждающие их правоту и приоритетность мнения перед мнением заказчика.
Ричард Келли, родоначальник световой архитектуры в 1950-е годы, первым заговорил о теории светового дизайна, о его языке и о том, что он должен передавать. Работая с известными архитекторами, светодизайнер доказывал, что архитектура должна «парить». Эффекта парения Келли добивался через работу интерьера: свет пробивался через фасад и создавал фактуру здания. Келли первым предложил делить свет по назначению. Так появились известные направления: «свет, чтобы видеть», «свет, чтобы увидеть» и «свет, чтобы смотреть». Келли первым объяснил, что свет – мощный инструмент, которым можно делать акценты в архитектуре и даже манипулировать людьми.
Другой известный светодизайнер, авторское «Я» которого прочитывается в каждом проекте, – Роже Нарбони. Специалиста отличает четкая позиция по отношению к заказчику: все, что делает автор, он делает исключительно для города и людей, которые в нем живут. Роже Нарбони в своем творчестве продвигает идею света, который должен работать на город и человека, который должен быть близок ему. Такая позиция важна, учитывая возможность манипуляции людьми с помощью света. Оказывается, иногда световое решение может быть использовано для отвлечения внимания людей от каких-либо событий или с целью замотивировать их. Поэтому специалисты, которые заставляют заказчика задуматься и принять позицию автора, крайне важны в искусстве светового дизайна.
Светодизайнеры используют различные методы исследования. Прототипирование помогает использовать свет с разными типами материалов, в результате чего возникают новые формы взаимодействия света с освещаемым объектом. Натурные исследования связаны с наблюдениями. Когда идет работа с архитектурной формой, важно понимать образ архитектуры со светом и без него. Учитывая особенности освещения, светодизайнер становится постоянным аналитиком происходящего.
«Специфика светового дизайна в том, что, если естественный источник дает представление обо всем здании, всей улице или комплексе, то искусственный свет дает представление выборочно», – рассказала Наталья Быстрянцева.
Генеративные исследования позволяют сгенерировать то, чего еще не существует в природе. Так специалист знакомимся с формой и с тем, насколько она адекватна по отношению к его идее. Крайне важна работа с первоэлементами, в которой нет цели впечатлить или доказать. Такой метод исключает все лишнее, оставляя лишь источники света и чистое творчество. Другой метод – вербализация, или облако слов: в таком случае все смыслы собираются воедино при виде объекта, проекта или задачи, после чего они линейно связываются и впоследствии влияют на решение проблемы. Светодизайнеру важно понять, как живет пространство без его света, поэтому метод наблюдения используется особенно часто.
От широты взгляда и личной коммуникации специалиста с искусством возникает позиция автора, которая со временем становится более мощной. Так, светодизайнер обращается к миру живописи, где есть наработки, которые он может использовать в своем творчестве. Интерес и жажда новых знаний должна сопровождать его всегда.
«Очень важна позиция светодизайнеров и позиция творческих людей в целом по отношению к тем процессам, которые сейчас происходят. Архитекторы, дизайнеры и другие творческие люди далеко не всегда готовы защищать свое мнение. У нас в школе мы стараемся готовить специалистов, умеющих отстаивать свою точку зрения, если она связана с глубинным пониманием проблем общества, с сопереживанием человеку и так далее», – поделилась Наталья Быстрянцева.
Вопросы гуманизации, экологии, урбанизации и культуры – важные темы, по отношению к которым людям творчества необходимо выстроить свое отношение. Когда наступит тотальная эпоха искусственного интеллекта, человек вновь обратится к себе и начнет себя постигать. Поэтому, пожалуй, самой важной задачей светодизайнера является решение проблем, перед которыми стоит общество.
Почему световое искусство важно для каждого?
Мы уже выяснили, что свет – это мощный инструмент, с помощью которого можно манипулировать обществом. Именно поэтому человеку важно понимать значение световой культуры в городе, чтобы избежать стороннего контроля над своими эмоциями. Но световой дизайн имеет еще и колоссальное социокультурное, даже философское значение.
Примеры взаимодействия науки и искусства встречаются на протяжении всей истории. Отличие сегодняшнего дня в том, что интеграция этих сфер происходит на фоне мощного развития технологий. Развитие Art&Science, появление science art и наукоемкого искусства свидетельствуют о том, что именно в XXI веке интеграция науки и искусства становится целевой и ценностной установкой нашего времени, которая делает взаимодействие между этими сферами закономерным.
Поиск ответов и обмен мнений между специалистами обоих направлений обеспечивают наращивание нового качества этого взаимодействия. Например, вопрос «Зачем искусству нужна наука, а науке – искусство?» заставляет вспомнить, как возникали альянсы между учеными и художниками. Идея такого взаимодействия в том, что представители обоих направлений задают друг другу такие вопросы, которые от коллег с аналогичным набором компетенций не услышишь. Именно эти вопросы заставляют посмотреть на проблему под другим углом. Сегодня искусство входит в стадию поиска новых способов освоения реальности, а скрещивающиеся потенциалы науки и искусства рождают эти новые необходимые формы.
«Та интеграция, которая сегодня питает развитие светового дизайна, свидетельствует о том, что сейчас идет мощный поиск оснований для создания целостного, интегративного мышления – такого, которое позволит охватить весь объем существующей информации целостно. То есть не фрагментарно, не дискретно, не клипово, а именно целостно», – рассказала Елена Лекус.
Художественный образ обладает способностью быстро передавать информацию. Воспринимая все с позиции образов, мы воспринимаем информацию в максимальном объеме.
Каждая форма культуры всегда говорит на своем языке. Каждая эпоха выбирает именно тот язык, который наиболее адекватен для этого времени, который в наиболее четкой форме способен донести основополагающие идеи этой эпохи. В разные времена разные формы культур становятся доминирующими. Почему световое искусство становится тем языком, на котором сегодня время пытается говорить с человеком? Почему столь востребован именно этот вид искусства? Ответы на эти вопросы человек будет искать еще долгое время. Однако уже сейчас очевидно, что световой дизайн открывает перед нами новые интересные перспективы. Человек сегодня нуждается в том пространстве, которое позволит ему обрести новый опыт социальной коммуникации. В световом искусстве за счет наложения культурных и научных пластов мы можем реализовывать этот новый опыт, чего мы лишены в остальное время.