Спиннеры там, спиннеры здесь
Номер один в списке самых бесполезных и самых популярных гаджетов по версии почти всех опрошенных ITMO.NEWS – это, конечно, спиннеры, а точнее, Fidget Spinner. Эта игрушка появилась еще в начале 1990 годов, ее создание приписывается американке Кэтрин Хеттингер, инженеру по образованию. Однако сейчас патентный статус спиннеров не определен, непонятно и то, почему «звездный час» этой нехитрой игрушки наступил лишь спустя 27 лет: в рейтинге самых продаваемых товаров в секции «Игрушки» на Amazon спиннеры входят в пятерку лидеров.
Работают они очень просто. В центре находится подшипник, который накрывается крышкой. Вокруг него расположены утяжелители – не менее двух лопастей, чаще больше. Они изготавливаются как из пластика, так и из более увесистых материалов типа металла. Удерживая центральную часть спиннера, его раскручивают, и в крутящемся положении игрушка сохраняет равновесие при наклонах, перемещениях, поворотах. Это получается за счет эффекта гироскопа.
После того как спиннеры захватили мир (а особенно популярны они стали в США), в медиа, конечно, подняли шум: а в чем польза этих игрушек? Полноценного научного исследования, посвященного именно спиннерам, еще не проводилось, однако косвенные данные указывают, что они помогают людям сосредоточиться. Слово fidgeting в переводе означает «неосознанно делать что-то параллельно основному занятию, на котором концентрируется человек». Когда человек делает fidgeting, он либо дает мозгу внешний стимул сосредоточиться, либо помогает отвлечься от тревожных мыслей, переставая на них фокусироваться. Также было показано, что отвлеченная физическая активность позволяет людям с синдромом дефицита внимания лучше концентрироваться на происходящем.
То есть спиннер – это своеобразный отвлекающий маневр для нашего мозга, он создает иллюзию движения, которого так не хватает, когда сидишь на занятиях или работаешь в офисе. Ведь человек не был «запрограммирован» на сидячую жизнь, он был сделан, чтобы стоять, ходить и бегать. По некоторым исследованиям, продолжительное сидение – это причина около 4% смертей на планете. Такие выводы были сделаны путем простых математических расчетов. Ученые подсчитали приблизительное количество часов, которые люди проводят сидя, и сравнили его со смертностью в том или ином регионе. Там, где люди сидят меньше, наблюдалась меньшая смертность, хотя, безусловно, доказать, что эти два наблюдения действительно связаны, невозможно.
Человек постоянно стремится задействовать мелкую моторику: щелкать ручкой, вертеть карандашом, стучать пальцами по столу. Использование спиннера может так же действовать на эмоциональное состояние человека, что и ежедневные ритуалы. О пользе ритуалов для снятия стресса пишет Scientific American. Согласно различным исследованиям, бытовые ритуалы – например, исполнения какой-либо песни при определенных обстоятельствах – помогают человеку отвлечься от негативных переживаний. Привычка крутить спиннер тоже может быть ритуалом для некоторых людей.
Существует также аналог спиннеров – Fidget Cube. Это небольшой кубик с кнопками, ложными выключателями и другими выступами, которые можно щупать, нажимать на них и производить другие манипуляции. Однако, по мнению ведущего аналитика отдела проектной деятельности и фандрайзинга Университета ИТМО Николая Бовтунова, этот гаджет оказался слишком сложным для потребителей, а потому рынок его принял достаточно прохладно.
Какие бесполезные гаджеты и приложения назвали сотрудники и студенты Университета ИТМО
Николай Бовтунов: SnapChat и AR/VR с помощью телефона
SnapChat – это приложение для смартфона, с помощью которого можно обмениваться сообщениями, видео, фотографиями. Ничего особенного, но особенность приложения в том, что на графические файлы можно накладывать всякие стикеры, маски, рисовать что-то самому. Также отправитель файла задает время, которое оно будет отображаться на экране получателя. Не каждый понимает, зачем это нужно, и в России приложение не особо прижилось, а вот в США им пользуется около половины населения.
Виртуальная и дополненная реальность – это многообещающий тренд, как в области развлечений, так и в более серьезных сферах, например, медицине, строительстве и других. Но вот что полезного можно сделать с помощью AR/VR, создаваемых на основе телефона? Ведь добиться хорошей картинки и производительности с помощью смартфонов пока нельзя.
«Суть VR именно в нормальном погружении в виртуальную реальность, а с телефона, даже с хорошим экраном, это сделать невозможно. Да, такие решения снизили планку вхождения в виртуальную реальность для всех пользователей, но качество вы получаете соответствующее, из-за чего такой опыт может оказаться резко отрицательным, что может привести к затормаживанию развития рынка», – прокомментировал Николай Бовтунов.
Георгий Зограф, магистрант, кафедра нанофотоники и метаматериалов: наушники AirPod
Беспроводные наушники от IT-гиганта заставили рынок пошуметь прошлой осенью. Но интернет пестрит негативными отзывами об этом чудо-девайсе. Ведь использовать его просто неудобно: «затычки» быстро теряются, их нужно заряжать каждый день и негде хранить. Хотя есть и восхищенные отзывы, ведь провода любят не все.
Иван Самборский, магистрант кафедры компьютерных технологий: чайник с дистанционным управлением
Технологии «умного» дома сегодня у всех на виду из-за их высокой перспективности. Так, с их помощью можно «научить» дом адаптироваться под привычки хозяина. Например, если человек постоянно задает одну и ту же температуру на обогревателе, технология запомнит это предпочтение и будет нагревать воздух в комнате до нужных показателей. Системы «умного» дома могут самостоятельно открывать дверь в квартиру при приближении хозяина, регулировать освещение. Но не все устройства, которые имитируют «умный» дом, могут такими считаться. Например, можно ли назвать «умным» чайник, который запускается с приложения в телефоне? Безусловно, это удобно – не надо лишний раз вставать, чтобы нажать кнопку. Но ведь кто-то же должен налить в чайник воды!
Лидия Перовская, тьютор кафедры компьютерных технологий: неокуб
Неокуб – это еще одна популярная игрушка, которая воздействует на людей, очевидно, так же, как и спиннер. Она состоит из множества намагниченных металлических шариков, из которых можно собирать разные фигуры, цепочки. Игра развивает моторику руку, она также позиционируется как антистрессовое устройство. Но так как шарики имеют небольшие размеры, с большой вероятностью их могут проглотить маленькие дети или же случайно вдохнуть. Медицинские исследования типа УЗИ не всегда позволяют увидеть наличие таких шариков у детей в организме.
Тамара Беседина, магистрант по программе «Научная коммуникация», специалист по связям с общественностью Центра научной коммуникации: стартап Juicero
Фудтех-стартап Juicero продает специальные устройства, с помощью которых можно выжимать сок из специально пакетированных порезанных фруктов. В него инвестировали около 120 миллионов долларов несколько компаний, в том числе Google. Стартап занял такие высокие позиции, потому что на Западе здоровое питание в тренде, а выжимать сок даже в соковыжималке достаточно долго и трудоемко: надо же вымыть фрукты, уложить их в контейнер, дождаться окончания процесса, потом еще вымыть прибор. С Juicero, кажется, все было проще, но неожиданно выяснилось, что выжимать сок из пакета можно и голыми руками, хотя основатель стартапа заявлял, что для этого требуется огромное давление.
Сергей Клименков, ассистент кафедры вычислительной техники: электронные фитнес-браслеты и USB-подогреватель для чашки
Фитнес-трекеры сейчас можно купить в любом магазине, они могут считать количество шагов, которые прошел владелец, и замерять его биологические показатели (пульс, температуру тела и другие), различать фазы сна и считать потраченные в тот или иной промежуток времени калории. Но, по сути, непонятно, зачем это нужно, если человек не является профессиональным спортсменом или зацикленным на спорте бодибилдером. USB-подогреватель для чашки, судя по заверениям разработчиков, питается от компьютера и сохраняет напиток горячим.
«Фитнес-трекеры – это игрушка на один день, которая еще и занимает место на руке. Контролировать свои шаги заведомо нелогично, надо просто больше ходить. А минусы подогревателя для чашки состоят в том, что мощность девайса очень низкая, а подогретый кофе заметно уступает только что сваренному», – сказал Сергей Клименков.
Назовем еще несколько вещей, полезность которых определить очень сложно. Например, насколько полезна «умная» вилка HAPIfork? Этот прибор засекает интервалы между каждой порцией еды, которую принимает человек, а если он ест слишком быстро, то вилка начинает вибрировать. Производитель отмечает, что медленный прием пищи позволяет пищеварительной системе лучше работать и усваивать еду, также человек так меньше ест. В целом, быстрые перекусы действительно не способствуют здоровью, но ведь «умная» вилка не может определить, какое количество еды съедает владелец и каково качество пищи.
А вот «умный» стакан Vessyl может определить состав жидкости, которая в нем находится, и ее калорийность. Значит ли это, что люди перестали понимать, что льют в стакан, и не могут посмотреть калорийность напитка на упаковке? Другой девайс со странным предназначением – это трекер выкуренных сигарет Quitbit. Он считает время, которое прошло с тех пор, как владелец выкурил последнюю сигарету. По идее, устройство должно помогать исключить эту вредную привычку. Но кажется сомнительным то, что постоянное напоминание о сигаретах поможет справиться с зависимостью от них. В целом, рынок носимых трекеров, навигаторов, анализаторов воздуха и других веществ полон девайсами, польза от которых сомнительна. Думайте, что покупаете, ведь не все золото, что блестит.