С какой целью вы приехали в Россию?
Кейси Сакс: В США я развиваю взаимодействие университетов и бизнеса штата Западная Вирджиния и изучаю, как именно вузы должны обучать студентов, чтобы компании штата хотели их нанять. В Москву я приехала на конференцию «Трудоустройство студентов: сотрудничество вузов и бизнеса в России», в которой участвовала в качестве спикера. Мне было очень интересно узнать, как взаимодействие высшей школы и компаний организовано в России. Мы с Интой уже посетили «Сколтех», Политех Петра Великого, также планируем поездку в Высшую школу экономики.
Инта Моррис: Я занимаюсь похожей деятельностью, но в штате Колорадо. Организация, в которой я работаю, сотрудничает со всеми высшими учебными заведениями в штате, чтобы готовить студентов, которые будут соответствовать запросам трудового рынка. Мы развиваем и организуем различные стажировки, подыскиваем молодым специалистам возможности для реализации, а также перенимаем интересные международные практики, благодаря которым мы можем обучать студентов именно так, как это нужно бизнесу.
Можно ли по каким-то критериям определить, готов ли студент к работе?
Кейси: Я работаю со студентами, которых готовят, например, по трем техническим направлениям, и я знаю, что они могут трудоустроиться в трех определенных городах. Моя обязанность — выяснить, сотрудники с какими навыками требуются конкретным работодателям. И затем на основе этих сведений мы пытаемся скорректировать образовательные программы университетов. Примечательно, что нет каких-то универсальных навыков, которыми должны обладать выпускники, чтобы подойти для любой компании. И это касается не только специальных знаний и умений, но и так называемых soft skills. Например, в одних компаниях нужно, чтобы сотрудники умели работать в команде, были коммуникативными, а в других — чтобы они могли делать классные презентации на английском.
Инта: Студентам очень важно получить опыт работы до того, как они получат диплом. Безусловно, качественное образование, высокие отметки — важная составляющая, которая показывает профессиональный уровень человека. Но без опыта не обойтись. При этом он может дать студенту необходимые soft skills для определенной работы, а именно эти навыки и определяют профессионала. Только профессионал знает, как построены коммуникации в его области, как организована работа, каковы правила игры. В университетах мы обучаем студентов заканчивать вовремя свои проекты, писать эссе, но в реальном мире это не работает. Выпускники должны уметь сотрудничать с другими людьми, потому что во «взрослой» жизни они работают не над самими собой, а в команде и над командным проектом, в который они вносят свой вклад. Есть много путей, которыми можно получить бесценный опыт: это не обязательно работа на полную ставку, но и стажировки, например.
Как же студенту понять, какие именно способности стоит развивать, чтобы стать успешным?
Кейси: Я не думаю, что студенты должны именно выбирать, на чем концентрировать усилия. Но они точно должны иметь полное представление о своей карьере, еще обучаясь в университете. И уже на основе этого знания делать выбор о том, что важно, а что — нет.
Инта: В Колорадо, когда мы обсуждаем с бизнес-сообществом, какие профессионалы им нужны — математики или инженеры, то очень часто менеджеры говорят: «Да, у наших выпускников есть отличные знания, есть определенная степень, присвоенная вузом, но они не готовы быть сотрудниками в компаниях. Они не готовы к работе». При этом внутри компании никто также не готов обучать необходимым soft skills новых сотрудников. Но тогда кто будет ответственен за то, чтобы выпускники были готовы к реальной работе?
Стратегии взаимодействия университетов и бизнеса в США как-то подстраиваются под требования международных рейтингов?
Кейси: Я поняла, что в России для очень многих университетов важны позиции в рейтингах по показателям, связанным с предпринимательской средой, взаимодействием с бизнесом. В этом ощущается некоторая разница с Соединенными Штатами, потому что у нас, в Западной Вирджинии, это не так. Нам важно не то, чтобы студенты оканчивали рейтинговый вуз, а чтобы они полностью соответствовали запросам рынка и могли легко трудоустроиться. Такие показатели, как количество эндаумент-фондов (университетские фонды на развитие, которые спонсируются выпускниками) и другие, критичные для международных рейтингов, — это совсем другие критерии, которые не являются краеугольными для вузов.
Инта: Конечно, все зависит от стратегии отдельного вуза. Некоторые действительно ориентированы на глобальные стратегии и привлекают международных инвесторов, партнеров, они знают, что рейтинги — это важно для реализации их стратегии. Но это также не определяет решения таких вузов. Самое важное — предоставить студентам как можно больше возможностей взаимодействовать с бизнесом. Более того, в университетах Колорадо понимают, что если их студенты и выпускники отлично проявят себя во «внешнем» мире, то это будет огромный плюс к престижу вуза и его успешности.
Если студент не намерен работать за рубежом, необходимо ли ему проходить международные стажировки?
Кейси: Я считаю, что это очень важно. Мы живем в эпоху глобализации. Например, в Чарльстоне есть испанское производство, при этом туда также устраиваются работать наши студенты и выпускники. И в этой компании совсем другой культурный код. При этом администрация компании нацелена на то, чтобы удерживать хороших специалистов как можно дольше, продвигать их и развивать их навыки.
Инта: Я запустила программу «Study Colorado», которая целенаправленно поддерживает все международные инициативы университетов штата. Я считаю, что студенты должны знакомиться с международным бизнесом не только на родине, но и выезжать в другие страны, путешествовать.
Развитию практических навыков способствует привлечение иностранных студентов в вузы?
Кейси: Опять-таки, все очень вариативно и зависит от политики штата, на территории которого находится университет. Например, в Западной Вирджинии правительство штата ограничивает количество иностранных студентов, которые могут поступить в вузы, потому что вузы штата должны обучать в первую очередь местных детей. И это здорово, я считаю, потому что местные университеты фокусируются таким образом на экономическом благосостоянии своего штата, обеспечивая его компетентной рабочей силой.
Инта: В Колорадо, в свою очередь, мы больше внимания уделяем иностранным студентам, но, опять-таки, наши студенты — на первом месте, и у нас тоже есть ограничения. В штате существует несколько проектов, чтобы привлекать иностранных студентов, некоторые из них инициировала я. Мы понимаем плюсы развития в более интернационализированном сообществе. Также к этому вопросу по-разному подходят государственные и частные университеты. Первые нацелены на образование граждан США в первую очередь, а вторые хотят быть более глобальными и больше беспокоятся о рейтингах.
В США есть какие-то минимальные объемы НИОКР?
Инта: Разработка научных проектов под заказ бизнеса очень важна для наших исследовательских университетов. Они занимаются этим по заказу определенных компаний, а также благодаря грантам федеральных фондов. Но и в обычных вузах такое взаимодействие с бизнесом играет определяющую роль в трансфере технологий, появлении спин-офф-компаний, университетских стратапов, что двигает рынки вперед.
Вы провели в России не так много времени, но можете ли оценить, насколько много общего у нашей страны с США в плане развития предпринимательской среды в вузах?
Инта: На конференции в Москве мне было очень интересно слушать обсуждения российских экспертов, и я поняла, что в России люди в целом сфокусированы на тех же проблемах, что и мы. Конечно, обстановка разная, есть определенная специфика, но в общем мы хотим достичь одних и тех же целей во взаимодействии университетов и компаний.