Организатором конкурса выступает Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. Его целями является повышение качества подготовки специалистов, рост конкурентоспособности на рынке труда выпускников вузов Петербурга, а также содействие решению актуальных задач социально-экономического развития города.
Участниками конкурса могут стать студенты бакалавриата, магистратуры и специалитета. Традиционно к кандидатам предъявляются несколько требований: тема дипломного проекта должна соответствовать профилю выдвигающей образовательной организации, а сам автор проекта должен иметь хорошую успеваемость по профильным дисциплинам.
Для участия в конкурсе необходимо направить в Комитет по науке и высшей школе представление о выдвижении кандидатов на соискание премии. По итогам поступивших заявок конкурсная комиссия по дипломному проектированию выбрала 90 проектов. Авторы лучших работ накануне представили свои проекты на выставке в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. С презентациями ознакомилась конкурсная комиссия во главе с вице-губернатором Петербурга Владимиром Кирилловым.
«На конкурсе мы смотрим, какие предложенные решения могут быть внедрены в городе. И я должен сказать, что правительство уделяет этому большое внимание. “Незамыленный” взгляд студентов на существующие городские проблемы помогают и нам взглянуть на них по-другому. Здесь представлены порядка 80 работ, выполненных по заданиям различных комитетов. Это вопросы, связанные с транспортом, образовательной и другими сферами. Лучшие студенческие работы поощряются, кроме того, в перспективе ребята будут востребованы в правительственных органах, муниципальных образованиях и других структурах», — отметил по итогам презентации проектов Владимир Кириллов.
В число финалистов конкурса вошли пять студентов Университета ИТМО. Екатерина Ильина, магистрант Института дизайна и урбанистики, разработала методологию оценки обеспеченности районов Петербурга школьными образовательными учреждениями. В проекте выделяются две ключевые составляющие оценки: пространственная, что определяет пешеходную доступность школы, и количественная — наличие в школе требуемого числа мест.
Чтобы вычислить пространственную составляющую, автор проекта предлагает метод построения зон охвата и метод вычисления кратчайшего расстояния по графу пешеходной сети. Кроме того, была разработана методика проведения оценки, в рамках которой выполняется моделирование процесса одновременного заполнения школьных корпусов детьми из ближайших жилых домов. Итогом проекта стал алгоритм выполнения оценки обеспеченности и программа, которая поможет объективно оценить, каким районам не хватает школ, а в каких, напротив, строить новые уже не нужно.
«Цель проекта — разработать программу, которая позволит оценить обеспеченность жилых домов школами — достаточно ли самих школ, мест в этих школах или недостаточно, и по итогам понять, где проблема стоит наиболее остро. В проекте учитывается два момента: во-первых, должна быть пешеходная доступность, у нас берется 500 метров, и во-вторых, должно быть достаточно мест. В будущем я, безусловно, заинтересована в том, чтобы развивать этот проект, возможно, в виде приложения. Хочется, чтобы он применялся на уровне правительства, в комитетах, чтобы была объективная оценка ситуации», — рассказывает Екатерина.
Проект уже апробирован на примере Василеостровского района. По словам автора, разработанная методология универсальна и может использоваться для оценки как фактической, так и прогнозируемой обеспеченности практически любыми объектами. Кроме того, система может позволить решить задачу прикрепления жилых домов к объектам инфраструктуры.
Анна Помогаева, студентка факультета технологического менеджмента и инноваций, представила на выставке проект, цель которого — разработать модель системы оплаты проезда в Петербурге. Заказчиком проекта выступает комитет по транспорту правительства города. В проекте использованы данные комитета, а также учтены лучшие зарубежные практики.
«Цель проекта — максимально перевести систему оплаты проезда на безналичный расчет, а также заменить существующую систему на систему контроля оплаты проезда без кондуктора. В своем проекте я анализирую способы, которые позволят уйти от большого количества проездных билетов. Сейчас в Петербурге их насчитывается 36 видов. В проекте ставится задача перейти к трем-четырем в зависимости от интервала времени. Все это позволит объединить наземный пассажирский транспорт и метро в единую систему», — комментирует автор проекта.
В частности, переход к бескондукторной системе контроля оплаты проезда Анна Помогаева предлагает выполнять за счет контрольной группы — это контролеры, которые могут охватить несколько маршрутов. Таким образом, по маршруту контроль может производиться всего несколько раз в сутки. При этом подразумевается создание действующей системы штрафов. Кроме того, в работе рассматривается возможность и эффект от установки терминалов самообслуживания на остановках наземного транспорта, а также смены тарификации на повременной тариф.
Заказчиком проекта Натальи Чалой, студентки факультета технологического менеджмента и инноваций выступает комитет по промышленной политике и инновациям Петербурга. В своей работе на примере деятельности АО «Технопарк Санкт-Петербурга» Наталья выделила критерии оценки эффективности предоставления целевых субсидий на инновационную деятельность, а также составила методику оценки косвенного экономического эффекта.
Кроме того, свои проекты также представили студенты факультета технологического менеджмента и инноваций Алина Бебякина, работа которой посвящена применению информационно-аналитических технологий для мониторинга потребительского рынка Петербурга, и Мария Пилишкина, оценившая перспективность рынка Евразийского экономического союза для экспортно ориентированных предприятий города.