О конкурсе
Задачи конкурса Go Green in the City формируются так, чтобы дать участникам максимальный простор для действий. Например, задача под названием No Bondaries предлагает разработать решение для повышения энергоэффективности городов – больше никаких уточнений. Именно эту задачу решала команда Университета ИТМО. Другие задачи этого года также связаны с созданием цифровых продуктов для улучшения экологии городов, применением технологий IoT и кибербезопасности для улучшения качества городской среды. Организаторы никак не ограничивали конкурсантов в том, какие именно проекты разрабатывать под эти задачи.
Компания Schneider Electric работает не только в области энергетики, но также в металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроении, водоотведении и в области разработки облачных технологий и интернет-услуг. Головной офис компании находится в Париже, подразделения разбросаны по всему миру, в том числе в России и странах СНГ. Поэтому конкурс Go Green in the City проводится в несколько этапов в течение года, большой финал проходит в одном из офисов. Победители могут трудоустроиться в компанию и реализовать собственный проект. Другие участники с интересными проектами также получают менторскую поддержку от представителей компании и возможность сотрудничества для внедрения проекта в деятельность Schneider Electric. Компания активно взаимодействует с высшими учебными заведениями и заинтересована в развитии инноваций, а также в привлечении перспективных молодых сотрудников.
«Информацию о конкурсе я нашла на портале ИСУ. Ее опубликовал Центр проектного управления и продвижения, который очень помог нам с организационными вопросами по участию в конкурсе. Я предложила своей коллеге, Виолетте Савоскула написать заявку. Совместно с нашим научным руководителем, заведующей кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности Ольгой Сергиенко, мы продумали основную идею и концепцию проекта», – сказала Анастасия Павлова.
О проекте термоэлектрического модуля для повышения эффективности дизельного двигателя
Кафедра промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности уже на протяжении нескольких лет ведет исследования в области применения термоэлектрических модулей для повышения эффективности использования традиционных источников энергии. Виолетта Савоскула и Анастасия Павлова предложили использовать модуль в речном транспорте с целью увеличения КПД дизель-генератора.
Работа этого модуля основана на эффекте Зеебека, при котором электричество возникает в замкнутой электрической цепи из разнородных проводников, контакты между которыми находятся при различных температурах. Условно, если один из контактов будет горячее другого, то будет возникать электроэнергия. Таким образом, термоэлектрические генераторы – это полупроводниковые устройства, преобразующие энергию разности температур в электрическую. Если один спай модуля нагреть, другой охладить, на концах цепи возникнет термоэлектрическая движущая сила, при замыкании цепи обнаруживается электрический ток.
«Мы предложили установить термоэлектрические модули на выхлопную трубу дизель-генератора речного корабля, курсирующего по рекам и каналам. На выхлопную трубу дизель-генератора ставится система из таких модулей, одна сторона которой нагревается за счет тепла отходящих газов. А вторая сторона модуля охлаждается забортной водой. Так мы получаем разность температур, в результате которой возникает электрический ток. Экспертной комиссии мы представили SWOT-анализ, технико-экономическое обоснование, расчет углеродного следа, а также перспективы развития этого альтернативного источника энергии. Мы доказали, что данный проект является не только экономически выгодным, но экологически целесообразным», – прокомментировала Виолетта Савоскула.
Сам принцип работы такого модуля был изобретен еще 200 лет назад, однако из-за недостаточного развития полупроводников не получил широкого распространения. На сегодняшний день термоэлектрические модули можно встретить в кулерах для воды, в радиоэлектронике, они применяются для термостабилизации на газо- и нефтепроводах. Существует еще много областей, где можно их применить.
Особенности участия в конкурсе и как правильно презентовать проект бизнесу
На региональный этап конкурса заявки подали более 160 команд из России и СНГ. Они должны были написать короткие тезисы о своем проекте. На основе этого жюри отобрали восемь команд, которые защищали свои разработки уже в формате классической презентации, которая проходила дистанционно по Skype. Перед этим с каждой командой работал ментор, представитель Schneider Electric, который консультировал команду. Главная задача ментора была в том, чтобы помочь конкурсантам трансформировать научную идею в конкретный бизнес-проект.
На итоговой защите идей с командой Университета ИТМО ITMO.Green соревновались команды с проектами по разработке грозовых ферм, по использованию дронов для быстрого определения пробоев в линиях электропередач (что позволит экономить энергию), по созданию ПО для проектирования энергоэффективных зданий, которым смогут пользоваться абсолютно все, а также с другими проектами.
«На подготовку презентации давалось 10 дней. Жесткие требования предъявлялись и ко времени выступления – за 10 минут мы должны были доказать, что наш проект является самым лучшим, инновационным и перспективным. В состав жюри входили сотрудники из разных подразделений компании, следовательно, идею проекта мы должны были донести на простом и понятном языке с яркими запоминающимися примерами», – сказала Виолетта Савоскула
Команде Университета ИТМО удалось выделиться на фоне других участников благодаря трем особенностям проекта и его презентации. Первое – идея была направлена именно на повышение энергоэффективности и была инновационной, что является целью Schneider Electric. Второе – в презентации были четко, в цифрах показана экономическая выгода от внедрения модуля, рассчитаны технические параметры. И третье – Виолетта Савоскула и Анастасия Павлова придумали яркий и интерактивный элемент для своего выступления.
«Успех защиты любого проекта состоит из двух частей: инновационности проекта и качественной, запоминающейся презентации. Наш проект мы решили связать с Чемпионатом мира по футболу. Футбольная тема прослеживалась в названии проекта – “GoalTEC”, оформлении слайдов презентации, а также интерактивной составляющей нашего выступления. В конце презентации мы взяли футбольный мяч и со словами “На Чемпионате мира мы болели за футбол, также мы болеем за энергоэффективность! Этот мяч – наша идея. И мы передаем пас вам для того, чтобы забить гол в ворота энергоэффективности!” Далее мы бросили мяч в камеру, а наш ментор, который в тот момент находился в офисе Schneider Electric, в Москве, подбросил свой мяч и забил символичный гол. Такой яркий и интерактивный элемент произвел сильное впечатление и сорвал овации жюри», – сказала Анастасия Павлова.
Что дальше
В качестве приза за победу в региональном этапе Go Green in the City Виолетта Савоскула и Анастасия Павлова посетят головной офис Schneider Electric в Париже в сентябре. Также сейчас команда ждет инструкций по тому, как будет проходить их дальнейшее участие в конкурсе. Кроме того, после победы в конкурсе сотрудники Университета ИТМО были приглашены на конференцию, где Schneider Electric представлял свои продуктовые новинки. Виолетта и Анастасия ознакомились с основными направлениями деятельности компании, а также смогли обсудить дальнейшие возможности развития проекта с ее представителями.
«Участие в подобных конкурсах – уникальный шанс для молодых ученых представить свой проект для экспертной оценки профессионалов. Мы счастливы, что наша идея повышения энергоэффективности за счет использования термоэлектрических модулей получила отклик и поддержку. Мы верим, что проект будет внедрен, а идея найдет широкое распространение в разных областях», – прокомментировала Виолетта Савоскула.