Комбинированный интеллект: что это и как объединить преимущества ИИ и человека

В последнее время во всем, что касается ИИ, СМИ словно разделились на два лагеря: первые заставляют поверить в то, что искусственный интеллект — это зло. И здесь издания, как правило, обвиняют сервисы в использовании предвзятых данных. На другой стороне те, кто считает, что ИИ способен поистине на удивительные вещи: в конце концов он уже помогает в диагностике многих заболеваний, пишут аналитики The Richards Group.

Но при этом, как отмечают исследователи, часто в таких дискуссиях забывают, что возможностям ИИ далеко до человеческих. Хайден Льюис (Hayden Lewis), один из цифровых стратегов The Richards Group и автор прошлогоднего исследования, касающегося развития технологии, определяет искусственный интеллект как просто «непрерывный и развивающийся процесс того, как люди обучают машины думать как они». В этой связи аналитики предлагают не переоценивать роль ИИ, а также прежде всего подумать о роли человека в этом процессе.

Искусственный интеллект сегодня позволяет эффективно автоматизировать рутинные задачи, которые часто отнимают много времени. Например, он помогает маркетологам находить и обслуживать свою уникальную аудиторию. В Gartner предсказывают, что «к 2022 году каждый пятый работник, выполняющий в основном не рутинные задачи, будет полагаться на искусственный интеллект для выполнения работы». Но в этой связи для получения максимальной отдачи от внедрения этой технологии будет расти потребность и в «человеческой креативности», считают в компании.

«По мере того, как ИИ помогает легче ориентировать продукт на более конкретную аудиторию, он позволяет более эффективно оптимизировать и персонализировать творчество. Поскольку машины выполняют более рутинные задачи, они высвобождают человеческие ресурсы для выработки более сложных подходов и решения проблем. Эта тенденция в будущем будет только усиливаться, так как машины постепенно смогут выполнять более сложные задачи. К следующему году креативность станет одним из самых важных навыков для сотрудников компаний. Поэтому следующая волна влияния искусственного интеллекта будет заключаться в том, как мы исследуем, обнаруживаем и заново изобретаем стратегии сбора, анализа и использования полученной информации», — говорится в отчете The Richards Group.

В норвежской телекоммуникационной компании Telenor также полагают, что в следующем году государственные органы и частные компании в различных странах начнут разрабатывать специальные кодексы поведения, чтобы широко внедрять высокие этические стандарты в сферу искусственного интеллекта.

Персонализация контента: видео подстроится под пользователя

Вслед за «очеловечиванием» стратегий анализа данных стоит задуматься и о персонализации контента, добавляют в аналитической компании. И прежде всего обратить свое внимание на видео, которое до этих пор на удивление никак не реагировало на эту тенденцию.

Ожидается, что к 2021 году расходы на цифровую видеорекламу превысят 22 миллиарда долларов, что на 43,8 процента больше, чем в 2018 году.

В 2019 году пользователи впервые проведут онлайн больше времени, чем перед экранами телевизоров. Значительную часть времени они потратят на просмотр онлайн-видео. К концу 2018-го средняя длительность просмотра в мире впервые превысит час, а к 2020-му достигнет 84 минут — такие данные представляют в Google. Суммарный мировый бюджет на производство онлайн-видеорекламы будет ежегодно расти на 17%. Бурный рост ждет индустрию и в прямых онлайн-трансляциях. По данным Yahoo, они обгоняют все другие направления онлайн-видео с точки зрения ежегодного прироста.

В ближайшем будущем цифровое видео готово стать следующим оплотом персонализированной рекламы. Разнообразие форматов — от репортажей и видеоблогов до интерьвю — позволяет легко приспособить такой контент практически под любую аудиторию. Отсутствие обработки и монтажа сокращает дистанцию между брендом и пользователями, а главное — соответствует запросу на достоверность и аутентичность. Живые трансляции, согласно статистике Facebook, смотрят втрое дольше обычных видео, присылая больший поток комментариев. Это создает все условия для развития трансляций в digital-маркетинге.

Разворачивание технологии 5G: появление первых «островков»

Весь 2018 год проводились тестирования технологии 5G. По прогнозам экспертов, уже в 2019 году ожидается разворачивание 5G стандарта по всему миру. Это обещает существенно расширить возможности для инноваций в разных областях: от «умных» городов, беспилотных автомобилей до технологий дополненной и виртуальной реальности.

Для маркетинга разворачивание 5G означает появление новых способов взаимодействия с потребителем. Благодаря интернету вещей компании получат возможность узнать больше о повседневной жизни клиентов. Но развитие новых технологий приведет и к высокому уровню ожиданий потребителей.

Первые попытки внедрения технологии мобильной связи пятого поколения (5G) приведут к тому, что в 2019 году по всему миру начнут появляться «островки 5G», отмечают в Telenor. В качестве примера аналитики компании приводят жителей норвежского Конгсберга, который стал первым городом, где был развернут пилот 5G. Также в следующем году ожидаются запуски новых коммерческих сетей 5G в дополнение к тем, что уже существуют в США и отдельных районах Азии.

«Если вы следили за технологическим сообществом, наверняка вы видели, что уже сделали Qualcomm, Intel, Nokia, Ericsson, Samsung и Huawei. Мы также видим, что новые компании, такие как Mimosa Networks, делают возможным развертывание 5G как в городских, так и в сельских районах, прокладывая путь для операторов мобильной связи, которые смогут предложить новые, более качественные, быстрые и инновационные услуги. В 2019 году мы наверняка увидим, как 5G проникнет в верхний угол наших мобильных устройств, хотя для большинства пользователей, скорее всего, это будет в 2020 году или даже позже», — говорит Дэниэл Ньюман.

В России, в свою очередь, в 2019 году может появиться государственный эталон для технологий мобильной связи пятого поколения 5G. Об этом ранее заявил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. Также в минувшем году в Москве была запущена пилотная зона сети 5G. А накануне стало известно, что операторы «большой четверки» — МТС, «Мегафон», «Билайн» и Tele2 — договорились о создании единого инфраструктурного оператора для развития 5G в России.

Интернет вещей

Gartner прогнозирует, что уже через три года технологии интернета вещей проникнут в 95% электронных устройств. По оценкам компании, количество используемых подключенных объектов в 2019 году достигнет 14,2 миллиарда, а к 2021 году вырастет до 25 миллиардов: все большее число ранее управляемых человеком процессов будет автоматизировано.

При этом речь идет не только об электронных устройствах в привычном смысле слова. Общественный транспорт уже оснащается аналитическими системами, которые отслеживают техническое состояние, отклонения от маршрута, скорость движения и даже эмоциональное состояние водителя. Такая возможность позволяет повысить безопасность пассажиров, которые пользуются маршрутками, а руководству автопарка сэкономить на ТО, ремонте и количестве потребляемого бензина.

В промышленном секторе счетчики электроэнергии уже несколько лет умеют автоматически направлять данные в сервисные службы ЖКХ. Носимые устройства отслеживают состояние здоровья сотрудников на опасных производствах и в случае необходимости могут сигнализировать медперсоналу.

Однако и здесь эксперты поднимают вопросы о необходимости более корректного регулирования сферы, что связано с социальными обстоятельствами и этической стороной вопроса.

«Успешное развертывание решения IoT требует, чтобы оно было не только технически эффективным, но и социально приемлемым. Поэтому ИТ-директора должны обучать себя и своих сотрудников в этой области, а также рассмотреть возможность создания групп, например, советов по этике, для пересмотра корпоративной стратегии. ИТ-директорам следует также рассмотреть возможность проверки ключевых алгоритмов и систем ИИ внешними консультантами для выявления потенциальной предвзятости», — отмечает Ник Джонс (Nick Jones), вице-президент Gartner по исследованиям.