В лагере InnoCamp приняли участие 24 студента Университета ИТМО и Университета прикладных наук Юго-Восточной Финляндии (по 12 с каждой стороны). В рамках проекта Startup Connect студенты обоих вузов в командах в течение полутора месяцев решали реальные кейс-задачи от компаний-заказчиков. После дистанционной работы студенты отправились в лагерь InnoCamp, который прошел с 12 по 17 мая в городе Котка (Финляндия). По словам начальника Центра по развитию предпринимательства Университета ИТМО Елены Гавриловой, участие в проекте позволило ребятам получить новые знания и навыки, международный опыт, проекты для своего портфолио и большую сеть международных контактов.
Менторами в лагере выступили бизнес-тренер Эрик Кристиансен (Дания), ведущий преподаватель по Управленческим коммуникациям в Школе управления MIT SLOAN Нил Хартман (США), бывший директор Центра предпринимательства Беттани в городе Крэнфилд Шай Вякарнам (Великобритания), преподаватель и бизнес-тренер университета XAMK Сабине Суорса и начальник Центра по развитию предпринимательства Университета ИТМО Елена Гаврилова.
В ходе программы команды проходили обучение в Финляндии и сопровождались опытными менторами на каждом этапе разработки проекта. Все участники прошли путь от генерации идей до предложения практических рекомендаций по реализации созданных проектов.
В результате проделанной работы команды предложили свои креативные решения поставленных кейс-задач. Так, участники должны были предложить варианты, как создать на базе морского порта в Выборге кластер с ресторанами, арт-пространствами и даже с «островом красоты» для европейских туристов; превратить бывший порт в Котке в новейшее бизнес-пространство, где расположатся инновационная лаборатория, лекторий, студенческий кампус, а также различные зоны отдыха; сделать аэродром в Хельсинки хабом для малой авиации, сдавать воздушные суда в аренду, открыть там музей авиации, образовательный центр и площадку для разработки и тестирования дронов; модернизировать бывший вагонный завод до креативного пространства с упором на экологичность: внутри будет сад для выращивания овощей, материалы отделки здания произведены из эко-материалов, организованы зоны для сбора вторсырья. Здесь же будут открыты рестораны, магазины, отель, кино-зона и спортивные площадки.
Во время лагеря участники разработали свои проекты при поддержке ведущих экспертов сферы инновационного предпринимательства из Англии, США, Дании, Финляндии и России, получили практический опыт работы и общения на английском языке, посетили и изучили реальные объекты, которые следовало модернизировать, и проживали в пятизвездочном кемпинге в Финляндии на берегу залива. По завершении лагеря InnoCamp команды презентовали свои решения практических кейсов экспертной группе, и каждый проект получил возможность быть реализованным на практике. ITMO.NEWS узнал у участников, чем запомнился лагерь в Котке.
Виктория Грибовская, студентка 2 курса факультета технологического менеджмента и инноваций
Мы занимались модернизацией Хельсинкского железнодорожного завода. Американский дипломат, посол США в Финляндии Брюс Орек выкупил это здание по просьбе местных жителей. Так как на данный момент фабрика является уже не действующей, но само здание потрясает своей атмосферой и архитектурой, жители испытывают к нему огромный интерес и с нетерпением ждут от него «второго дыхания», ведь сейчас стало достаточно модно и популярно реорганизоваться старые фабрики под креативные кластеры и создавать из них настоящие шедевры.
Так как одна из участниц моей команды жила в Хельсинки, то ей удалось посетить это место и пообщаться с куратором проекта, а также сделать несколько фотографий для нас, чтобы мы могли представить, насколько шикарен этот объект и сколько всего можно там сделать. В команде каждая из участниц отвечала за свою функциональную роль: дизайн, маркетинг, финансовая часть и в целом концепция проекта. На дистанционном этапе мы собирали как можно больше информации о жителях города, статистику, о том, есть ли в Финляндии подобные места. Мы старались продумать в целом проект, а непосредственно в Котке разработали все стадии проекта. Кроме того, мы сделали макет, чтобы было наглядно видно, насколько фабрика масштабная, и как много всего она в себе может уместить: отели, хостелы, рестораны, кафе, собственный сад с овощами, коворкинги и скалодром. Тему для концепта мы выбрали eco-friendly, так как в современном мире очень важно осознавать всю ценность природы и роль человека в ее поддержании.
Помимо проектной деятельности в Котке, по утрам у нас была йога, латинские танцы, хорошая музыка и душевные разговоры у костра по вечерам. Так как у каждого участника InnoCamp была возможность поделиться своими талантами, любая инициатива воспринималась на ура.
Особенно мне запомнился лектор Нил Хартман, который преподает в школе управления MIT. Его лекция о публичных выступлениях показалась мне максимально полезной, так как во время защиты проектов мне удалось применить полученные от него знания на практике. Самым ценным для меня было получить опыт работы в международной команде и попытаться реализовать свои знания в реальном проекте, а также встретить отличных ребят «на одной волне». Думаю, у каждого проекта есть шансы однажды быть реализованным, время покажет.
Давид Вирабанян, студент 4 курса факультета пищевых биотехнологий и инженерии
Мы с командой (4 студента из Университета ИТМО и один студент из финского XAMK’a) занимались разработкой стратегии продвижения компании, которая производит муку и масло из амаранта. Особенностью продукции является отсутствие глютена. Количество людей с непереносимостью глютена растет, поэтому тема важная. Европейский рынок достаточно насыщен продуктами питания без глютена, при этом мало 100% органики.
На первом этапе (три дня работы, знакомство, лекции) нам «закладывали» модель мышления и вектор, которые приведут нас к нужному решению. Для себя я раньше делил всех менторов на два типа: одни рассказывают свою историю успеха и пытаются научить чему-то из собственного опыта, другие говорят, как делать правильно. На деле ни те, ни другие не правы, так как история одного человека слишком абстрактна, чтобы делать проекцию на жизнь каждого человека. В Котке Эрик Кристиансен (хедлайнер мероприятия) как раз закладывал нам фундаментальные принципы, от которых мы должны отталкиваться — это и был новый взгляд на работу с начинающими проектами.
Во время дистанционного этапа мы собирали всю необходимую информацию о продукте, о рынке продуктов здорового питания в Европе и делили между собой зоны ответственности. На очном этапе на базе образовательного пространства университета XAMK Kotka Xlab мы неделю работали над кейсами, практиковали семиминутные спичи, презентовали наши проекты, слушали лекции, которые помогут нам посмотреть на проекты с разных сторон. В последний день мы защищали проекты перед жюри, в состав которого вошли представители некоторых компаний и представители от финского правительства, ответственные за развитие региона.
Мне запомнились все лекторы. Эрик Кристиансен, SEO проекта BRAINS, регулярно организует подобные интенсивны, учит студентов создавать проекты. У него очень большой опыт в консалтинге. Нил Хартман из американского MIT SLOAN, который преподает коммуникацию, учил нас технике публичных выступлений. Шаилендра Вякарнам, один из авторов книги «Tigers, camels and unicorns», очень настойчиво раскрывал свою картину мира относительно концепции устойчивого развития, которую поддержали все крупные страны в конце 20 века.
Несмотря на то, что проект реализуется в рамках приграничного сотрудничества России и Финляндии, составы команд были очень разнообразными, многонациональными: много культур, разные подходы, интересные решения, это действительно крутой опыт.
Андрей Попов, студент 1 курса факультета систем управления и робототехники
Задача нашей команды слегка отличалась от тех, что решали другие ребята. Дело в том, что мы представляли решение для реально существующей компании, которая собирается выйти на европейский рынок. Компания занимается производством полезных продуктов питания, а также различных ингредиентов.
Перед нами стояла непростая задача. Необходимо было проанализировать рынок, собрать как можно больше информации, создать для компании бренд и проработать рекомендации по способам ее выхода в выбранный регион (в нашем случае это была Финляндия). Мы целиком и полностью были ответственны за создание успешной и, самое главное, работающей маркетинговой стратегии для компании. А если учитывать, что продукт, который мы продвигали, является новым и пока еще не имеет сформировавшегося рынка, мы создали свой собственный рынок. К тому же, не стоит забывать, что мы выходили на европейский рынок. Тут многие моменты, например, сертификация продукта, отличаются. Это создавало для нас некоторые трудности. Но в то же время, решение подобных задач — интересный опыт, который было полезно получить.
В то время, пока мы работали дистанционно, мы собирали информацию, создавали и прорабатывали наши мини-кейсы по интересующим нас направлениям и конкурирующим рынкам. А также анализировали наших ключевых потребителей. Постоянно задавали вопросы: «Как мы можем решить проблему?», «Почему они должны купить именно наш продукт?», и, собственно, «Кто будет нашим ключевым потребителем?»
Когда же мы приехали в Котку, первый день мы были просто шокированы масштабом. Нас действительно увлекла атмосфера: шикарные дома с выходом на море, прекрасная природа вокруг, талантливые и амбициозные люди рядом. С каждым днем мы постепенно погружались в эту атмосферу — учебную и рабочую «движуху». В итоге весь проект превратился для нас не просто в кейс, но в нечто большее. Нечто, что мы все вместе будем вспоминать еще очень долго.
Почти каждый день перед нам выступал кто-нибудь из менторов, приглашенных гостей или даже мы сами. Например, мне очень запомнилось выступление Нила Хартмана, профессора из MIT, который рассказывал нам про публичные выступления. Общаясь с такими людьми или даже просто стоя рядом, ты волей-неволей заряжаешься их внушительной энергетикой.
Перед лекциями и после постоянно кипела работа. Иногда мы прерывались на ланч или небольшие развлекательные игры. Но в независимости от этого мы всегда взаимодействовали с другими командами. Где-то мы помогали им, где-то они нам. На мой взгляд, подобного рода взаимодействия и привели нас всех к такому классному результату в конце. Все-таки, на мой взгляд, самым ценным элементом во всем проекте были именно люди, их идеи и тот огонь, что постоянно горел у них в глазах. Когда ты смотришь на то, как усердно такие ребята трудятся, ты просто не можешь трудиться меньше. И так каждый из нас постепенно становился чуточку лучше.
Светлана Михайлова, студентка 2 курса факультета низкотемпературной энергетики
Моя команда занималась реновацией аэродрома Пюхта. Посетить сам аэродром, к сожалению, не удалось, но были представлены фотографии, план аэродрома и интервью с мэром и директором. Заказчиком была компания Redstone. Нашей основной задачей была разработка бизнес-модели с учетом уже имеющейся инфраструктуры.
Я предложила построить отдельный ангар для дронов: сделала чертежи ангара с инфраструктурой для обслуживания и содержания шести дронов разной грузоподъемной способности, а также чертеж территории со взлетными полосами для дронов и прочей инфраструктурой. Ангар представляет собой полностью автономную автоматизированной площадку для проектирования, изготовления, сборки, модификации и ремонта дронов. Область применения обширна: от дронов-такси до дронов инкассаторов. Также я проанализировала мировые тенденции в создании современных музеев авиации, актуализировала информацию — материал получился достаточно емкий и, пожалуй, исчерпывающий. Участники команды предложили добавить мастер-классы для детей.
На дистанционном этапе велись обсуждения, сбор и анализ информации, а в Котке — итоговое обсуждение и оформление материала в презентацию. Вся информация, представленная на лекциях, была емкая и лаконичная, а все лекторы действительно произовдили огромное впечатление. Для меня это первое подобное мероприятие. Польза от него — приобретенный опыт работы с реальным кейсом, полученные знания, и, конечно, возможность поделиться своими знаниями с другими участниками.
Проект Startup Connect реализуется консорциумом, в состав которого входят Cursor — Агентство по развитию региона Котка-Хамина (Финляндия), Университет ИТМО, ХАМК — Университет прикладных наук Юго-Восточной Финляндии, Санкт-Петербургский Фонд развития малого и среднего бизнеса. Софинансируется Европейским Союзом, Российской Федерацией и Финляндской Республикой в рамках Программы приграничного сотрудничества Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014-2020.
InnoCamp — это революционно новая образовательная программа проекта приграничного сотрудничества региона Южная Финляндия-Россия Startup.Connect, которая объединила вместе компании, менторов и студентов двух университетов на неделю в предпринимательском лагере.