Чем подкасты отличаются от видеоблогов на Youtube

Вопрос, что такое подкаст, пока что остается открытым. Например, может ли считаться полноценным подкастом просто вырезанная из видео на том же Youtube аудио-дорожка? А разговорные радио-шоу? А озвученные статьи или главы из книги?

Если обобщить, то подкасты — это регулярные аудиошоу, которые распространяются в интернете посредством технологии RSS. Вообще, аудио как способ передачи информации обладает некоторыми интересными особенностями. Этот формат более вовлекающий, ведь он заставляет работать фантазию слушателя, делает проживание более личным.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

У подкастов есть несколько жанров, самый распространенный из которых — интервью. Это, пожалуй, самый простой в производстве жанр, который включает в себя просто разговор ведущего и одного или нескольких приглашенных гостей. Сольных подкастов, своего рода, аудио-блогов, гораздо меньше, потому что, как ни странно, говорить один на один с микрофоном психологически гораздо сложнее.

Но самыми популярными всегда остаются нарративные подкасты. Этот жанр крайне популярен в Америке и вообще на Западе. Обычно у них очень мощный продакшн — серьезная журналистская работа команды репортеров, качественные звуковые эффекты, музыка — все это позволяет усилить эффект присутствия. Именно нарративным является самый известный в мире подкаст с говорящим названием Serial. Это многосерийное журналистское расследование уголовных дел в Америке. Первые два его сезона были скачаны более 300 миллионов раз, что стало абсолютным рекордом в мире подкастов.

В России нарративных подкастов практически нет — они очень сложны в производстве и требуют полноценную команду продакшена, в одиночку такое сделать практически нереально. В качестве российского примера можно привести сериальный репортаж про теракт Норд-Ост.

Положение подкастов в России

Подкасты. Источник: shutterstock.com
Подкасты. Источник: shutterstock.com

Главное отличие российского сегмента подкастов — его неопределенность. Если в Америке создание подкастов — это целый бизнес, то у нас ими занимаются, в основном, одиночки. Из полноценных студий подкастов можно вспомнить только московскую «Либо Либо». Общая аудитория подкастов неизвестна даже приблизительно, можно сказать только, что в последние годы она растет. Это привлекает к формату крупных игроков: свои площадки есть у Яндекса, ВКонтакте, собственные подкасты начали выпускать известные СМИ.

Из-за того, что у подкастов нет централизованной площадки распространения, возникают очень большие проблемы со статистикой. Подсчитать точное число слушателей не может никто: каналов и площадок слишком много, все не отследишь. Из-за этого возникают проблемы с аналитикой и, конечно же, с рекламодателями. Единственный понятный и прозрачный показатель — оценки в iTunes. Именно на них все и ориентируются.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Из-за этого же у подкастов совершенно непонятная стратегия развития: практически единственный источник новых подписчиков — это личные рекомендации слушателей, сарафанное радио. В большинстве сервисов элементарные проблемы с поиском — подкасты сложно искать по темам, иногда даже по названиям: достаточно написать строчную букву вместо заглавной и результат уже не выдается.

Несмотря на то, что формат подкастов кажется идеальным для подачи научной информации, научно-популярных подкастов в России совсем мало. В Америке таких сотни, многие из них просто мега-популярны: Stuff You Should Know, 99% Invisible, Hidden Brain. Самые популярные из русских научно-популярных подкастов — «Теория Большой Бороды» о космосе и естественных науках, Arzamas и Newочём. Недавно «Либо Либо» запустили подкаст «Голый землекоп» с известным популяризатором науки Ильей Колмановским, но пока что он посвящен одной теме — коронавирусу.

Александр Головин
Александр Головин

Удивительно, но в России нет узкоспециализированных подкастов в формате «профессионалам» от «профессионалов», например, для врачей, педагогов или даже для рыбаков. Есть несколько подкастов про бизнес, маркетинг, экономику и диджитал — но все равно они направлены на максимально широкую аудиторию, а потому в них мало инсайдерской информации.

Еще одна интересная особенность, которой почти не пользуются, это полное «безнаказанность» подкастов — в России этот сегмент никак не регулируется, закон о СМИ на них не распространяется. Можно было бы поднять столько остросоциальных тем: бедность, проблемы меньшинств и так далее. Но таких подкастов тоже крайне мало.

Добавим, что полное видео встречи можно посмотреть в группе Центра научной коммуникации ВКонтакте.

Перейти к содержанию