Школа техноброкеров — инициатива, которая родилась в коллаборации Университета ИТМО, Европейского университета в Санкт-Петербурге и Российской венчурной компании (РВК) в 2014 году.
Главная цель школы — подготовить специалистов, которые подкованы в науке и при этом достаточно хорошо ориентируются на рынке, чтобы понимать, какие именно технологии им востребованы. Как отмечают организаторы, трансфер технологий — актуальная задача, которая стоит перед любым современным научно-исследовательским вузом. Но проблема в том, что далеко не все ученые обладают навыком внедрения своих разработок в реальное производство — однако зачастую от них это и не требуется.
«При создании школы мы исходили из концепции Университета 3.0, в которой вуз представляется не только как центр образования, храм науки и место исследований, источник новейших технологий и инноваций, но и как полноправный участник рынка, выводящий свои технологии как продукт или услугу посредством различных инструментов: создание малого инновационного предприятия, лицензирование ИС, проведение заказных НИР и т.п. Это достаточно сложный путь, но у нас есть несколько успешных примеров — например, проект квантовых коммуникаций» , ― говорит Игорь Куприенко, начальник управления по развитию проектной деятельности Университета ИТМО.
Однако, по его словам, общая проблема заключается в том, что в стенах университета, как правило, разрабатываемые инновации имеют низкий уровень готовности технологий (УГТ). Их сложно быстро встроить в производственный процесс.
«Возникает так называемая “долина смерти”, то есть разрыв между университетскими инновациями и УГТ, приемлемым для индустриальных партнеров, ― продолжает Игорь Куприенко. ― Иными словами, долина смерти ― это ситуация, когда ученые не могут коммерциализировать свои разработки из-за низкого уровня готовности технологий, а бизнесмены не готовы вкладываться в развитие технологии — ведь этот процесс требует очень много времени и огромных затрат. Вот именно здесь на первый план и выходят технологические брокеры, чья задача — взять технологию на текущем уровне и найти предприятие или инвестора, готовых довести ее до следующего уровня, где она сможет развиваться дальше как коммерческий продукт».
За шесть лет своего существования Школа технологических брокеров претерпела значительные изменения: из трехдневного интенсива для студентов она превратилась в трехмесячный практикум для представителей опорных университетов, технологических и инновационных центров, технопарков и проректоров по науке.
Набор 2020
В этом году было принято решение вернуться в изначальную точку и снова обратиться к студентам и молодым ученым из ИТМО. Как объясняют организаторы, за прошедшие годы студенты успели сильно измениться — стать более инициативными, предприимчивыми и заинтересованными в создании собственных стартапов, технологических бизнесов и развитии своих научных разработок.
В новый набор вошло более 20 человек — это магистранты и аспиранты факультета технологического менеджмента и инноваций, факультета информационных технологий и программирования и факультета фотоники. У многих из них уже есть собственные проекты и даже действующие гранты, но не хватает компетенций для работы с реальном бизнесом. У других — уже есть некоторый опыт посредничества между студентами технических и менеджерских специальностей, который они хотели бы развить.
Программа школы
Также в этом году была значительно переработана программа — с учетом аудитории молодых ученых и исследователей. Поэтому в курсе будут затронуты все аспекты технологического трансфера из стен вуза в реальный бизнес, в том числе юридические вопросы, стратегии привлечения инвестиций, понимание ожиданий бизнеса от научных разработок и многое другое.
Спикерами выступят ведущие эксперты Университета ИТМО. На вводном занятии Игорь Куприенко поделился своим опытом в области развития высокотехнологичных компаний и их вывода на международный рынок, а также рассказал о сути профессии технологического брокера и об особенностях этого вида технологического предпринимательства.
Игорь Кудинов, заместитель декана факультета технологического менеджмента и инноваций, рассказал об общих принципах коммерциализации технологий, ожиданиях бизнеса от научных проектов и привлечении инвестиций. В течение следующих недель планируются лекции от Константина Астанкова, заместителя директора научного бизнес-партнерства, — он расскажет о стратегии ведения переговоров с партнерами и инвесторами — прежде всего крупными производственными предприятиями и корпорациями, а Юлия Любченко, заместитель начальника юридического управления Университета ИТМО, — об особенностях защиты интеллектуальных прав и процессе их передачи от университета бизнесу при продаже технологий.
Хотя курс не предполагает интенсивной практической работы, для студентов будут проведены мастер-классы от Натальи Луковниковой, директора центра научно-технологического форсайта, и Ольги Орловой, руководителя группы «Цифровизация пищевых технологий» Научного центра инфохимии и специализации «Создание и управление фудтех-бизнесом» магистерской программы «Инновационное предпринимательство».
Также в рамках курса будут организованы две деловые игры от Максима Иванова, инженера факультета технологического менеджмента и инноваций, создателя проекта Teachingame. По окончанию школы участники смогут применить знания для развития своих проектов или попробовать использовать новые компетенции в командах из Акселератора и Технопарка ИТМО.
«Мы очень надеемся, что выпускники школы будут полезны нашему университету — мы планируем присоединить их к командам, реализующим проекты в рамках программы Фонда содействия инновациями "УМНИК", командам выпускников Преакселератора и Турбоакселератора, чтобы они могли на деле применить те знания и навыки, что получат здесь, и тем самым обогатить уже существующие команды. Важно понимать, слушатели школы технологических брокеров получают знания немного иного рода, нежели те, что дают в акселерационных программах. Если в результате нашей работы выйдет 15-20 специалистов, способных понять и оценить уровень готовности технологии, ее востребованность в реальном секторе и найти пути внедрения этой технологии в бизнес, — значит, мы работали не зря», — резюмирует руководитель школы Елена Ушакова, начальник отдела национальных программ и проектов Университета ИТМО.