По сообщению технологического партнера Летних олимпийских игр, международной корпорации Atos, IT-инфраструктура мероприятия способна выдержать нагрузку в 4,8 млрд зрителей, наблюдающих за трансляциями по телевидению и через Интернет. Дата-центры обеспечивают оперативными данными с соревнований 22 000 СМИ, и все системы управления персоналом и обработки персональных данных впервые полностью работают на облачных технологиях. Олимпиада-2016 стала самой высокотехнологичной за всю историю игр, и причина этому — не только в стараниях организаторов.
Всевидящие аэростаты
Безопасность на Летних Олимпийских играх поддерживают 47 тысяч охранников, 65 тысяч полицейских и 20 тысяч военных. Однако бразильские власти решили, что этого недостаточно: в поддержку им небо патрулируют аэростаты, оборудованные системами видеонаблюдения Logos Simera и Altave Omni. На каждом установлены 13 камер, с помощью которых операторы могут записывать детализированное видео с разрешением в 120 мегапикселей (100 для Omni) на площади свыше 40 квадратных километров в зависимости от высоты полета. Автономной памяти устройства хватает на запись видеопотока в течение трех суток.
Разработчики сравнивают Simera с Google Maps в сочетании с TiVo: система позволяет почти в реальном времени наблюдать за происходящим на земле в масштабах, сопоставимых с размерами города, перематывать и останавливать кадр, масштабировать отдельные фрагменты изображения. Вместе с тем они заверяют, что вмешательства в частную жизнь можно не опасаться: во-первых, аэростаты не способны заснять что-то, недоступное для съемки другим способом — например, с полицейского вертолета, а во-вторых, они не могут распознавать лица и номера машин в текущей конфигурации — не хватает разрешения камер.
Журналисты-роботы
Писать новости вручную — прошлый век, решили в газете The Washington Post и передали обработку результатов соревнований искусственному интеллекту. Разработанная специалистами издания технология Heliograf генерирует короткие сообщения о том, кто и какую медаль получил, добавляет нужные хештеги, эмодзи с флагами стран и публикует все это в Twitter под ником @WPOlympicsbot. Еще бот напоминает об очередном состязании за 15 минут до его начала. Этим его функционал пока ограничивается, но в будущем разработчики хотят расширить список тем, доступных боту, и использовать его на других мероприятиях, включая ноябрьские выборы президента США.
Магистрант кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО Евгений Кротов отмечает, что сейчас @WPOlympicsbot использует набор шаблонов, из-за чего его сообщения выглядят однообразно. Для того, чтобы сделать такого бота, сложные интеллектуальные алгоритмы не нужны, и, скорее всего, их там и нет. Однако можно научить бота комбинировать информацию из разных источников и тем самым значительно повысить его полезность.
«Можно было бы использовать информацию о прошлых достижениях спортсмена, о успехах его страны в данной дисциплине. За примерами далеко ходить не нужно: несколько дней назад казахстанец Дмитрий Баландин стал олимпийским чемпионом на дистанции 200 метров брассом — это первая в истории золотая медаль Казахстана по плаванию. Усэйн Болт побеждает на стометровке третью Олимпиаду кряду. Имея статистику прошедших соревнований, бот вполне бы мог обнаружить эти факты и разнообразить новости», — считает Евгений Кротов.
Студент добавляет, что главная проблема таких технологий заключается в том, чтобы научить программу грамотно изложить результат своих поисков. Можно написать больше шаблонов, и для освещения спортивных новостей этого может быть достаточно, но такой узкоспециализированный бот не справится с другими темами. Тем не менее, совсем обойтись без шаблонов пока не получится ввиду проблем генерации текста на естественном языке, поиском решения которых занимается отдельное научное направление — обработка естественного языка.
Добавим, что The Washington Post — не первопроходцы в области автоматизации журналистики. Ранее специального бота использовали в агентстве Associated Press для освещения бейсбольных матчей.
Кольца-кошельки
Международная платежная система Visa и бразильский банк Bradesco решили выпустить к Олимпиаде-2016 ряд носимых платежных инструментов с чипами NFC (Near Field Communication), которые можно использовать для бесконтактной оплаты покупок. Среди них — эластичные браслеты, часы и даже кольца; их не нужно заряжать, они защищены от влаги и устойчивы к глубине до 50 метров. Можно не сомневаться в том, что технология пользуется успехом: Visa — единственный способ приема платежей, доступный на Олимпийских играх в Рио наряду с наличным расчетом. Всего в Олимпийском парке оборудовано 4000 платежных терминалов.
Эффект присутствия
Олимпиада в Рио принесла много других «железных» технологических новинок, имеющих непосредственное отношение к спорту: подводные счетчики кругов для плавания Omega Wave, камеру фотофиниша Omega Scan'O'Vision MYRIA, которая записывает 10 тысяч цифровых фото в секунду, смарт-очки для велосипедистов Solos. Отдельно стоит упомянуть о том, что подготовили к летним играм поисковые системы. Google дополнил свой сервис панорамных снимков Google Street View записями объектов Олимпийского парка — побродить по стадионам и аренам Олимпиады-2016 могут все желающие. А «Яндекс» добавил в официальные приложения для iOS и Android блок «Дай пять!», с помощью которого можно поддержать российских спортсменов. Они, в свою очередь, получат отправленные через приложение приветствия на экранах специальных терминалов, установленных в Доме болельщика в Рио-де-Жанейро, смогут «дать пять» в ответ, а пользователь увидит, кто именно отреагировал на его сообщение.
Полное погружение
Чтобы попасть на олимпийский стадион, билет в Рио-де-Жанейро покупать не обязательно: телекомпании NBC и BBC ведут с Олимпиады трансляции в формате видео-360. Репортажи BBC можно посмотреть непосредственно из браузера или через специальное приложение для iOS или Android. NBC же решили предоставить доступ только владельцам телефонов Samsung Galaxy, совместимых с гарнитурой Gear VR. Прямые включения в NBC запланировали только на 12, 19 и 21 августа (соревнования по командной рапире, а также полуфинал и матчи за медали по баскетболу среди мужчин). В остальных случаях видео-360 доступно только на следующий день после съемок.
«Очевидно, задержка связана с постобработкой и необходимостью склеивать видео в сферу. Некоторые камеры, например, Samsung Gear 360, делают это без вмешательства человека, однако специалист скорректирует склейку лучше. Любая перекодировка занимает время, к тому же нужно учитывать, что запись ведется в разрешении 4К», — объясняет ведущий инженер Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО и руководитель проекта Video360Production.com Денис Столяров.
«Олимпийский» контент в формате видео-360 впервые появился на зимней юношеской Олимпиаде (Лилехаммер, Норвегия) в феврале 2016 года по инициативе того же Samsung. Кроме того, в преддверии игр в Рио компания записала трехминутный ролик о том, как спортсмены Миллер Пата и Линлин Матауату из республики Вануату готовятся к летним соревнованиям по пляжному волейболу. Видео доступно на Youtube, и посмотреть его можно с помощью любой гарнитуры виртуальной реальности — не только через фирменную Gear VR.
Вдобавок к видео-360 официальное фотоагентство Олимпиады Getty Images публикует панорамные фото-360 — к примеру, такие снимки с десятого дня Игр можно посмотреть здесь.