Будьте любопытны
Рогир ван дер Хейде занимается светодизайном уже более 20 лет и является автором многих известных проектов по освещению зданий, мостов, внутренних пространств музеев, современных скульптур, спортивных и развлекательных объектов. Сейчас он занимает пост главного дизайнера в компании Philips Lighting и вице-президента компании Philips.
Голландский дизайнер увлекался светом с юности. Но определяющим «толчком» в стремлении заниматься им профессионально стало эмоциональное потрясение, которое он испытал в середине 90-х годов, наблюдая световой дизайн в одном из зданий Лондона. Внутри сооружения оранжевый и голубой цвета составляли основную композицию, хотя они по интенсивности и яркости противоположны друг другу. Посетители здания поочередно попадали то в оранжевые, то в голубые помещения, и таким образом им приходилось снова и снова адаптироваться под изменяющиеся условия, ощущая новые эмоции, приобретая новый психологический опыт.
«Будьте любопытны. Умейте сочетать несочетаемое, искать новое, экспериментировать. Чтобы стать успешным дизайнером, вы должны обладать этой привычкой, этим чувством. Но в то же время не следует переходить границы: нужные вещи необходимо делать в правильное время», — сказал Рогир ван дер Хейде.
Будьте терпеливы
В начале 2000-х годов Рогир ван дер Хейде разрабатывал проект подсветки моста шейха Зайда в одном из богатейших городов мира Абу Даби. Длина моста — почти 900 метров, а его опоры были сделаны в виде волн, которые должны напоминать песчаные дюны. Высота одного «гребня» достигает 60 метров над уровнем воды.
«Мы хотели не просто осветить мост, но рассказать историю этого сооружения. Этот архитектурный объект призван соединять людей, давать им возможность выезжать в другие, еще не исследованные места. Поэтому нам бы хотелось придать мосту энергию. Так, мы сделали такой дизайн, который ранее не применялся нигде: мы использовали анимацию, которая создает впечатление, что волны идут по мосту друг за другом. Кроме того, мы подсветили мост так, чтобы темные тона были снизу, а светлые — сверху. Таким образом, создается трехмерное восприятие света. Было непросто реализовать эту идею, но в нашей работе важно быть терпеливым и настойчивым», — рассказал голландский дизайнер.
Команде Рогира пришлось построить модель моста с подсветкой, чтобы клиенты смогли заранее увидеть и понять, как он будет выглядеть и работать. Для того, чтобы реализовать проект, светодизайнерам потребовалось рассчитывать оптические соотношения различных источников света, углы падения освещения, его распространение, период времени, за который «волна» будет проходить по мосту. Кроме того, было важно учесть некоторые культурные особенности страны, в которой работали художники.
Будьте готовы учиться
В работе светодизайнера важен не только вкус, но и понимание световых технологий, принципов их работы. Зачастую художник должен обладать фундаментальными знаниями физики и уметь проводить химические расчеты, чтобы выбрать приемлемый световой дизайн.
Команда Рогира ван дер Хейде работала над проектом крыши для Калифорнийской академии наук. В здании находилось помещение, в котором росли коралловые полипы. Для успешного фотосинтеза им необходимо естественное освещение, что должны были учитывать светодизайнеры. Прежде, чем разрабатывать проект, они изучили оптические свойства воды и химический процесс фотосинтеза, чтобы знать, сколько фотонов нужно полипам для нормального существования и как они их получают. В результате светодизайнеры сконструировали крышу, которая оптимально преломляет достаточный для роста полипов свет.
«Будьте умнее, учитесь всегда. Вы должны открывать новые методики освещения, разбираться в оптических свойствах солнца, искусственных источников света, чтобы находить новые решения. Также никогда не отвергайте хорошие идеи, если кажется, что для них нет подходящих технологий. Просто иногда необходимо эти технологии поискать», — отметил голландский светодизайнер.
Эту стратегию Рогир ван дер Хейде воплотил в проекте освещения здания торгового центра Galleria West в Сеуле. Помещение снаружи представляло собой огромную и однотонную «коробку» бывшего промышленного цеха. Чтобы оживить конструкцию, светодизайнер решил «приодеть» ее в яркие и переливающиеся цвета. Вдохновением послужили простые стеклянные бутылки, которые отражали радужный спектр. Но как этот эффект можно было применить на здании? После ряда экспериментов Рогир покрыл всю наружную поверхность сооружения небольшими светильниками LED, способными передавать миллионы цветов. Светильники он скрыл за стеклянными дисками, каждый из которых играет роль «пикселя» гигантского фасада-экрана. В результате бездушные когда-то стены начали переливаться всеми оттенками видимого спектра.
Дизайн — это больше не продукт, это то, что меняет ситуацию
Сегодня световой дизайн выходит за рамки эстетики и архитектурного продукта и приобретает все большее значение и в других областях. Например, с помощью правильно подобранного освещения можно выращивать еду в закрытых помещениях. Свет используется для терапии, когда сбалансированное освещение способствует более здоровому сну. Также грамотно организованная подсветка в общественных местах позволяет снимать психологический стресс, особенно если человек попадает в незнакомую обстановку.
«Сегодня дизайн — это не просто продукт чьей-либо работы, который продают. Сегодня благодаря дизайну меняется отношение человека к чему-либо: зданию, обстановке, даже к другим людям. Я верю, что световой дизайн будет все более популярным и будет развиваться вместе с технологиями», — сказал голландский светодизайнер.
Он добавил, что сегодня в мире страны по-разному подходят к светодизайну городов. Отвечая на закономерный вопрос о том, как он оценивает светодизайн в российских мегаполисах, Рогир ван дер Хейде подчеркнул, что наличие самого процесса подсветки архитектурных памятников его радует. Однако сегодня в Москве и Петербурге подсветка зданий слишком яркая и контрастная, из-за чего теряется сам облик зданий и баланс между светом и тенью.
«Для того чтобы создавать световой дизайн, нужно ценить темноту. Важно создавать композицию, основанную на гармонии света и тени», — заключил он.