О колоссально быстром развитии Китая, который в буквальном смысле движется семимильными шагами, слышали, пожалуй, все. Китай уже покрыт сетью автобанов (как те, что мы привыкли видеть в Германии) и облагородил практически все территории, находящиеся в распоряжении государства. Если до недавнего времени все знали Китай как страну, мастерски копирующую чужие стандарты или товары, то сегодня промышленность Китая вырывается вперед, оставляя позади многие высокоразвитые страны.

Сотрудничество между Яньтайским Технопарком и Университетом ИТМО началось через взаимодействие с Технопарком вуза еще в 2015 году, с тех пор сотрудничество крепнет – так, весной 2017 года в Университет ИТМО приехали представители китайского технопарка, было заключено двустороннее соглашение.

Геннадий Лукьянов
Геннадий Лукьянов

«Несмотря на то, что слово “конференция” организаторы в названии употребили, формат мероприятия сильно отличался от классической конференции. Докладчиками выступали не ученые и не специалисты из промышленности, а представители руководства партии – секретари китайских обкомов, под началом которых проходила международная встреча. Особое внимание уделили программе “Один пояс, один путь”*. Несмотря на то, что партия курирует все сферы деятельности в Китае, бизнес там активно развивается. На конференции китайцы свели вместе свою промышленность и специалистов из многих стран – из России, стран СНГ, Америки, Индии, Германии и других», – поделился Геннадий Лукьянов.

В рамках программы «Один пояс, один путь» китайская сторона хочет воспользоваться научным потенциалом и возможностями своих международных партнеров. Особенно китайскую сторону привлекли специалисты из США, России, Грузии, Украины, Белоруссии, Германии. Компетенции экспертов самые разные: среди них врачи, биологи, специалисты в области протезирования, полупроводников, физики твердого тела, сенсорики и другие.

Конференция «Один пояс – один путь»
Конференция «Один пояс – один путь»

Набор кандидатов для участия в конференции тоже был совсем не типичным. Организаторы в рамках технопарка разработали анкету и разослали из Яньтая анкеты для предполагаемых участников по всему миру. Анкеты каждый имел право заполнять на своем национальном языке. После того, как организаторы получили анкеты обратно, они перевели их на китайский и отправили веером по своим предприятиям. После этого промышленники сами определяли, в ком они нуждаются, а в ком нет.

«Промышленность в Китае очень бурно развивается. Официальные темпы развития китайской промышленности превышают скорость развития всех других стран.  Однако есть и проблема: в Китае зафиксирован существенный разрыв промышленности, которая убежала вперед, и научной базы, на которой должна эта промышленность основываться. Специалисты, которыми сейчас Китай обладает, на многие вопросы ответы дать не могут. Если они до сих пор занимались клонированием и копированием, то сейчас они вкладывают гигантские суммы в науку, но научных школ в нашем понимании у них нет. У нас есть научные школы, насчитывающие несколько десятилетий, – в этом наша большая сила. У китайской стороны такой важной преемственности нет, но она обязательно появится», — считает профессор.

На конференции, по его словам, были представлены большинство видов промышленности – от электроники и оптики до тяжелой промышленности. У каждого приглашенного ученого был индивидуальный стенд с именем и указанным профилем – именно к таким стендам подходили представители китайской промышленности и задавали интересующие их вопросы.

«Ко мне обратились с проблемой встраивания измерителя расхода в уже готовую систему охлаждения (теплообменник), в конструкции которого изначально не предусмотрено место для новой детали. Без измерителя расхода в этой системе не обойтись, потому что информации для управления теплообменником им не хватает. Если бы с самого начала предусматривали возможность встраиваемых частей, то это можно было бы произвести, в нынешней ситуации – проблематично. Также интересовались, как правильно организовать устройство для сигнализации об утечках в газопроводе. У других специалистов интересовались, как сделать одноатомный слой из сапфира, чтобы применять разработку при производстве айфонов. Именно такого рода вопросы возникали у китайской стороны к экспертам из других стран. Пока что они сугубо производственники, уровень в понимании фундаментальных процессов пока ниже чем у нас», – рассказал профессор.

Однако китайские участники не только заимствовали чужой опыт, но и поделились своим. Всю неделю  приглашенные эксперты проводили на встречах и экскурсиях.  Для удобства каждому ученому предоставили в помощь по одному местному студенту, изучающему английский язык.

Во время своего пребывания в Китае, ученые посетили Big Data Center в Гуйяне, познакомились с натуральными резервами, которые можно использовать в сельском хозяйстве, побывали с экскурсией в кампусах, где живут преподаватели и студенты Университета городов Гуйян и Ляочень.

Кампусы, где живут преподаватели и студенты Университета городов Гуйян и Ляочень
Кампусы, где живут преподаватели и студенты Университета городов Гуйян и Ляочень

«В каждом новом месте для всех специалистов уже был приготовлен заранее порядок рассадки в зависимости от места в рейтинге, который составила для нас китайская сторона. Надо заметить, китайцы очень основательно подходят к любому делу, будь то рассадка гостей или разработка новых технологий. Они не испытывают идеологических разногласий и делают ставку на пользу человека. Если специалист может принести ощутимую пользу, тогда его могут пригласить к участию в работе над проектом», – заключил профессор.

*Концепция «Один пояс, один путь» — международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, которая будет способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем. Китайская инициатива по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры «Один пояс, один путь» объединяет два проекта – «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».