ITMO.REGIONS – это межрегиональная сеть стартап-школ Университета ИТМО, цель которой – развитие проектной деятельности и технологических компаний в регионах России. Сотрудники Института развития технологий предпринимательства Университета ИТМО в рамках проекта ITMO.REGIONS уже провели серию стартап-школ в Крыму, Томске, Екатеринбурге, Сочи, Улан-Удэ, Волгограде и других городах. Для Новгорода было решено разработать специальный тренинг-интенсив, в рамках которого своим опытом поделились сразу несколько специалистов Университета ИТМО. При создании тренинга учитывались потребности НовГУ – внедрение проектного подхода в работу преподавателей со студентами. Предложенный специалистами Университета ИТМО формат включил как лекционно-ознакомительный материал, так и интерактивные практики – несколько бизнес-игр, постоянную работу с аудиторией по типу «вопрос-ответ».
«Тренинг от Университета ИТМО в Новгородском университете состоялся в рамках образовательного интенсива Университета НТИ "20.35". Прямо сейчас у нас в университете проходит эксперимент по интенсивной подготовке специалистов по инновационным направлениям. Мы первыми в России внедряем у себя программу Университета НТИ. Это сложная и серьезная задача. В этом смысле то, что делает Университет ИТМО является для нас ориентиром, и мы рады, что коллеги подключились к программе вместе со своим огромным опытом и знаниями. Такого рода интенсив — это единственно возможный формат, когда результат необходимо получить в обозримой перспективе, потому как только живое общение быстро дает обратную связь. Образовательный процесс — всегда длинная история, и такие яркие смысловые вспышки всегда здорово работают и на мотивацию, и на корректировку образовательной траектории. Университет ИТМО — это другой уровень видения и понимания инновационного предпринимательства. Представители вуза занимаются этим делом не первый год, имеют свои программы, показывают серьезные достижения и результаты. У вуза есть своя среда, та самая, которая "больше чем университет". Эту среду преподаватели привезли с собой, и очень здорово, что наши студенты смогли ее ощутить», – прокомментировал исполняющий обязанности ректора Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Юрий Боровиков.
Программа интенсива направлена на проработку проектных идей с использованием методологии Customer Development, оценку их рыночных перспектив и конкурентной среды, а также определение возможных источников привлечения внешнего финансирования в проект – эти вопросы осветили директор Центра «Акселератор» Андрей Мясков и начальник Центра предпринимательства Университета ИТМО Елена Гаврилова. Аналитик Центра проектного управления Дарья Грищенко во время тренинга рассказала о цифровой экономике и Национальной технологической инициативе, фокусируясь на точках входа – программах для привлечения финансирования в проектах по тематике НТИ, также она объяснила, какие ошибки не стоит делать при описании проекта. Директор Института развития технологий предпринимательства, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Нина Яныкина осветила вопросы интеллектуальной собственности, ведущий менеджер Центра научного бизнес партнерства Анатолий Семенов рассказал про особенности взаимодействия с партнерами. В свою очередь, ведущий аналитик отдела национальных программ и проектов Николай Бовтунов и начальник отдела международных программ и проектов Светлана Базуева рассказали аудитории о привлечении финансирования из международных и национальных источников, а советник ректора Университета ИТМО по развитию Олег Мальсагов поделился опытом взаимодействия с промышленными партнерами и внедрения новых технологий в их производство.
«Университет ИТМО обладает уникальным опытом в построении инновационной экосреды, развитии предпринимательского мышления, применения проектного метода работы, значимым опытом в фандрайзинге. Делясь опытом вуза, мы расширяем горизонты видения деятельности студентов и преподавателей, которые получают новые ориентиры развития университета и, что немаловажно, – поддержку. Ведь намного проще идти по пути развития, зная о том, какие ошибки можно избежать, какие удачные практики можно применить. На площадке основной моей задачей стало ознакомление преподавателей с возможностями получения финансирования для работы по проектам с международными партнерами, показать им уникальный для России опыт Университета ИТМО участия в рамочной европейской программе “Горизонт 2020”, а также других европейских программ, для студенческой аудитории было важно раскрыть возможности индивидуальной мобильности в образовании. Главное, что мы сделали нашей командой, – задали новые стандарты для студентов и преподавателей», – объяснила начальник отдела международных программ и проектов Светлана Базуева.
Эксперты работали с аудиторией, состоящей из студентов, которые прошли отборочные испытания – из 300 заявок были отобраны 100, а затем, после первых двух месяцев образовательных сессий, которые на площадке НовГУ проводили другие специалисты в рамках образовательного проекта Университет НТИ 2035, сформировалось 12 междисциплинарных проектных команд, в которые вошли студенты разных специальностей. Команды работают над проектами в рамках трех рынков НТИ: аэронет, технет, нейронет.
«Я выступил перед преподавательской аудиторией Новгородского государственного университета с материалом, который стал результатом сотрудничества с промышленными партнерами и построен на опыте внедрения в их производственный цикл новых технологий. Материал динамичный, и по мере развития работы постоянно дополняется. В докладе есть несколько фокусов. Во-первых, мы с коллегами приняли решение фиксировать те или иные процессы, которые сегодня наблюдаются, на уровне методологии – например, объясняем, что такое экономика знаний, трансфер технологий, импортозамещение. Мы описываем термины и рассматриваем, какими законами и указами со стороны правительства они подтверждены. В какой-то момент мы поняли, что зачастую различия в трактовках того или иного термина приводят к расхождению действий на местах, поэтому у специалистов порой работа “буксует”. Второй фокус основной – это вопрос взаимодействия изобретателя, научного сотрудника или университета в целом с непосредственно промышленным предприятием. Здесь мы разговариваем про особенности внедрения технологий в повседневную работу предприятия. Третий фокус, который вызвал множество вопросов, – индекс технологической готовности изделия и постановки его на предприятие. Кроме того, затрагивался вопрос субъектов развития и поддержки инноваций», – рассказал Олег Мальсагов.
По мнению разработчиков тренинга, сегодня многие регионы России испытывают все большую потребность в формировании нового поколения IT и технологических предпринимателей, которые нуждаются в институте наставничества, экономических и производственных связях, информации о различных формах государственной поддержки, знаниях о построении бизнеса и финансовых моделей, определении целевой аудитории проекта и другое. Тренинг призван помочь молодым предпринимателям в коммерциализации их идей.
23 ноября Управление по развитию проектной деятельности проведет ежегодную Школу технологического брокера с параллельной программой в Университета ИТМО и НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде.