Участие в конкурсе приняли 80 команд. Все они слушатели курса «Основы концептуального мышления». С сентября по декабрь студенты учились собирать и обрабатывать информацию по выбранной проблеме, на основе этих данных находить ее решение и генерировать идеи цифровых продуктов для достижения этой цели. В завершение программы они могли отточить эти навыки в работе с представителями крупнейшего индустриального партнера ИТМО — Сбера. Участвовать можно было в двух треках: на русском и английском языках.

«По итогам курса ребята презентуют идею разработки, к которой шли на протяжении нескольких месяцев, проделав огромную работу.  До этого проекты оценивали эксперты в области креативных идей. Но благодаря Сберу нам удалось подключить к этой работе специалистов, знающих изнутри, как сейчас развивается рынок цифровых технологий. Цель конкурса — показать, что методы концептуального мышления приносят пользу и приводят к тому прорыву, который совершили студенты за счет обретенных знаний, и что эти компетенции ценны также для сотрудников Сбера. Плюс общение с экспертами служит для ребят подтверждением, что они двигаются в правильном направлении и могут получить поддержку на этом пути», — отмечает руководитель дисциплины «Основы концептуального мышления», кандидат архитектуры, доцент ИТМО Наталья Быстрянцева.

Первый этап конкурса — трехчасовой интенсив от экспертов Сбера и брендингового агентства Friends Moscow. Спикеры рассказывали о креативных техниках разработки цифровых решений и технологиях Сбера, которые должны были стать основой конкурсных проектов. Участники могли работать с любым из шести предложенных продуктов: GigaChat, «Салют»,Cloud.ru, «Геоаналитика» и финтех сервисами Сбера. После каждый из приглашенных специалистов индивидуально проконсультировал команды, и по итогам этого соревновательного дня студенты подготовили одностраничные презентации своих идей.

На заключительном этапе все 80 проектов оценили эксперты из Сбера и выбрали пять наиболее перспективных. В прошлом сезоне команды-финалисты представили дизайн-прототип своей идеи, в этот раз студенты презентовали концепции цифровых решений. Внести эти изменения в условия конкурса организаторы решили из-за сжатых сроков участия — за два месяца практически невозможно разработать прототип. Сейчас победителям будут помогать развиваться в своем темпе, искать партнеров, инвесторов и экспертов-консультантов.

Оценивая конкурсные работы, жюри в первую очередь обращало внимание на точность и актуальность выделенной участниками пользовательской проблемы, стратегии ее решения с помощью цифрового продукта и возможности его запуска в условиях реального рынка. В финале участники пяти команд-финалистов получили личные рекомендации от экспертов Сбера, где искать потенциальных партнеров и инвесторов, как более точно представить конечный результат продукта и какие технологий лучше использовать для основы разработки, что нужно сделать для создания прототипа.

«Все победители точно выделили ключевую бизнес-идею их проектов — уловили пользовательскую потребность. Однако сейчас рынок переполнен, и крайне сложно найти правильный подход к реализации даже очень хорошей идеи, чтобы она дошла до аудитории. Поэтому мы работаем по многоступенчатой системе создания цифровых решений, о которой рассказывали в рамках конкурса и ребятам. И с этой точки зрения проектам есть куда расти! Подобные инициативы — это большой толчок к развитию не только для студентов, но и для нас», — говорит директор управления отдела цифрового развития клиентов Сбера Александр Матвеев.

Директор управления отдела цифрового развития клиентов Сбера Александр Матвеев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Директор управления отдела цифрового развития клиентов Сбера Александр Матвеев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Победителем стала команда, которая презентовала проект приложения по поиску и заказу лекарств для иностранцев. Идея — в создании платформы на основе голосового ассистента «Салют», которая помогает перевести название лекарств с иностранных языков на русский, найти их аналоги или выбрать препараты в соответствии с указанными пользователем симптомами. В этом же приложении можно было бы заказать лекарства через онлайн-аптеку и при необходимости получить консультацию врача.

«Самым сложным в работе над проектом было прийти к единому решению внутри команды. Потому что идей было много, но не всегда удавалось объективно оценить, насколько они реализуемы. И общение с экспертами, у которых есть опыт запуска реальных продуктов, помогло выйти на конечный образ нашего приложения. Самое ценное в подобных конкурсах взаимодействие с теми, кто знает и умеет больше тебя, так ты можешь научиться чему-то новому за довольно короткий промежуток времени. Кроме того, это мотивирует развивать проект дальше», — рассказывает участник команды-победителя, магистрант факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Георгий Асеев.

Участник команды-победителя, магистрант факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Георгий Асеев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Участник команды-победителя, магистрант факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Георгий Асеев. Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO NEWS

Второе место заняла команда с проектом сервиса онлайн-карт для маломобильных людей. Платформа в режиме реального времени могла бы отображать актуальные данные о проходимости дворов и улиц, наличии пандусов, лифтов и других объектах инфраструктуры, важных для людей с ограничениями.

Тройку лидеров замкнули сразу две команды. Первая представила AI-ассистента, который помогал бы потенциальным инвесторам получить дополнительную информацию о жилом комплексе: есть ли рядом детские сады и школы, парковки и места для выгула собак, какой общий уровень шума и освещенности в этом районе. Вторая группа студентов презентовала идею сервиса на базе «Геоаналитики» с актуальной информацией о потенциальном месте проживания для тех, кто планирует снимать квартиру. На платформе можно будет узнать больше о жилом комплексе и его жильцах, ближайшей инфраструктуре и транспортной доступности.

Также специальный приз получила команда, принявшая участие в треке на английском языке. Они разработали идею сервиса с онлайн-картами для машин скорой помощи. С помощью этой платформы водители скорых смогли бы получать информацию о пробках на дорогах, корректировать маршрут, а также в критических ситуациях регулировать работу светофоров: включать для себя зеленый свет и «зажигать» для остальных автомобилей красный. Это помогло бы снизить количество аварий с участием машин скорой и сократить время прибытия врачей на место вызова.

Команды этого сезона также активно использовали в работе над проектами инструменты ИИ. Авторы курса планируют в следующем году дополнить образовательную программу блоком о взаимодействии с ИИ и умении правильно использовать эти технологии при разработке учебных проектов и цифровых продуктов в рамках конкурса.