Магистрантки кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО Ксения Мухина и Анастасия Ланцева на собственном опыте выяснили, в какой период выгодней всего приобретать авиабилеты. В обществе бытует мнение, что заблаговременная покупка позволит сэкономить на билетах, но на деле это оказывается не всегда верно. Чтобы проверить это, студентки разработали специальную программу — так называемый краулер: она в автоматическом режиме в течение нескольких месяцев собирала данные о минимальных ценах на билеты на двух популярных порталах по поиску авиабилетов — Aviasales и Sabre.
«В качестве направлений были выбраны 50 самых популярных рейсов по миру и 40 по России с вылетом из Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый день мы определяли минимальную стоимость авиаперелета по каждому из выбранных направлений на 70 дней вперед для Aviasales и 90 дней для Sabre. Данные собирались весной 2015 года с целью оценить тенденции в период майских праздников и летних отпусков», — поясняет Ксения Мухина.
Для разведочного анализа данных и формулировки базовых гипотез был использован функционал тепловых карт (heatmaps), показывающих динамику цен с течением времени. Подобная визуализация позволила найти ряд интересных закономерностей. Так, политика ценообразования на внутренние и международные рейсы кардинально различается: для полетов заграницу лучше покупать билет как можно раньше, в то время как в выборе полетов по России стоит быть более осторожным, так как заблаговременная покупка может оказаться совсем невыгодной. В таких случаях стоит обращать внимание на сезон перелета, на наличие праздничных дней вблизи вылета, а также не забывать о возможности выбора авиакомпании.
«У отечественных компаний явно стали выделяться определенные направления, для которых минимальная цена значимо отличается от средней. Это связано с деятельностью компаний-лоукостеров, предлагающих относительно низкую плату за перелет в обмен на отказ от некоторых традиционных пассажирских услуг. И я думаю, это неплохая возможность сэкономить: при полете в 2−4 часа я лучше пожертвую обедом, чем буду переплачивать. К сожалению, в нашей стране компании-лоукостеры не так распространены; хорошим примером является авиакомпания „Победа“, у которой очень узкий круг направлений», — отметила Анастасия Ланцева.
Однако основной задачей исследования стало построение математической модели для предсказания изменения цен на авиабилеты по различным направлениям. Модель настраивается на текущих данных, собираемых с публичных сайтов, и позволяет рассчитать поведение цены на билет в пределах 80 дней до вылета, в зависимости от различных факторов (направления, авиакомпании, времени года). При этом сама модель не может предсказывать кризисные явления на рынке авиаперевозок (как, например, ситуация с авиакомпанией «Трансаэро»). Однако она позволяет перенастраивать параметры и структуру, т. е. сама адаптируется к наступившей ситуации.
«Глобальные системы реального мира (такие, например, как рынок авиаперевозок) отличаются очень сложным нестационарным поведением; потому судить об их поведении на основе больших, но сугубо исторических данных не представляется возможным. Однако на таких данных можно создать и настроить модель, описывающую эволюцию процессов ценообразования, в которую потом могут усваиваться фактические данные, получаемые с помощью краулера из Интернета», — комментирует куратор работы, старший научный сотрудник НИИ Наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО Сергей Иванов.
Результаты моделирования показали, что при текущем состоянии рынка авиаперевозок о зарубежных путешествиях лучше побеспокоиться заранее за 2−3 месяца. А вот если вы предпочитаете летать по России летом или в праздники, то лучше всего брать билеты не раньше, чем за 40 дней до вылета, но и не стоит тянуть до последней недели. Тогда вы с комфортом и по доступной цене сможете добраться до места назначения.
Анна Билятдинова,
Кафедра высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО
Светлана Дьякова,
Редакция новостного портала Университета ИТМО