Первый спикер сразу же поубавил энтузиазм пришедших, среди которых в том числе были основатели стартапов и начинающие предприниматели. Директор по развитию агентства интернет-маркетинга Astra Media Group Ярослав Табаков без стеснения признался, что агентства не любят стартапы, перечислив некоторые из причин. Например, за «потрясающие» идеи. По его словам, стартаперы очень любят «изобретать велосипед», к уже существующим на рынке сервисам «прикручивать» команды или функционал из других и ждать скорого результата. А агентствам чаще всего неинтересно работать с тем, что изначально близко к провалу.
«Мы с коллегами не понимаем, почему люди не могут трезво оценить себя, ведь достаточно взглянуть свежей головой на свою идею, — сетует Ярослав. — К нам приходит достаточное количество заявок, увидев которые, большинство людей понимает, что это не будет работать. И периодически к нам приходят запросы подобного рода: „Здравствуйте, мы стартап. А давайте вы нам сделаете вот это все, правда, у нас есть только идея“. Поделюсь с вами статистикой: 9 из 10 таких запросов заканчиваются ничем, а десятый несет за собой кучу проблем для агентства».
Еще одна причина — это склонность начинающих предпринимателей к зависти и клептомании. В современной информационной среде все больше историй успеха, нежели провалов, поэтому все чаще у стартаперов возникают мысли: «Как я сам до этого не додумался и не заработал на этом деньги? И если это работает, значит, надо „стянуть“ отовсюду понемногу и сделать что-то свое».
При этом на создание хорошего продукта у команд нет ни денег, ни ресурсов, но в агентство они все же обращаются - в попытках договориться.
«Я могу привести конкретные цитаты из писем. Например: „А давайте мы с вами потом прибылью будем делиться — 1% с продаж отдавать?“ или „У нас есть инвестор, который платит, но принимать решение об оплате он будет уже по факту выполненной вами работы“. И это только несколько образцов. Подумайте сами, делает ли так кто-то», — комментирует спикер.
И последнее. Каждый, кто пытается делать что-то свое, новое, хочет стать еще одним Марком Цукербергом, оставить после себя след в истории. И очень часто, по словам Ярослава, это сочетается с катастрофической ленью. Это определенная ментальность, которая насаждается в обществе начинающих свое дело. По словам спикера, наблюдается ложная тенденция: быть стартапером — это значит получить халявные деньги. Но если вспомнить, то каждый из тех, кто сегодня у всех на устах, добился своих целей огромным трудом и многочасовым рабочим днем.
Но это излечимо, успокоил эксперт. Безусловно, приведенные примеры лишь выжимка из всего массива. Наравне с ленивыми, жадными и «креативными» есть действительно трудолюбивые ребята с хорошими, светлыми идеями для бизнеса.
«Поэтому если вы хотите оказаться в числе хороших клиентов, то, пожалуйста, проверяйте свои идеи на пользователях и с помощью прототипов, — посоветовал директор по развитию агентства. — И в этом случае правильно поступает iDealMachine, не берущий на свою акселерационную программу проекты, идеи которых не подтверждены на потенциальных клиентах. И мы бы такой стартап в этом случае не взяли — докажите, что ваша идея будет работать и на нее будет спрос. Поэтому в основе вашего дела должны быть даже не продукт, а бизнес-план и маркетинг-стратегия: как вы собираетесь выходить на рынок, а главное, на какой? Определитесь с этим сразу же».
Помимо прочего, спикер пожелал начинающим предпринимателям не бояться спрашивать у профессионалов, если они чего-то не знают, анализировать внимательнее истории провалов, чем успеха, потому что они более наглядные; отвечать за взятые обязательства, не пытаться заказать что-то, что не получится оплатить, и конечно, быть готовыми к большому труду и провалам.
Следующий спикер, в роли которого выступил руководитель проекта Disrapp и разработчик сервиса учета личных финансов CoinKeeper Василий Мещеряков, был менее критичен в своих суждениях. Он поделился с присутствующими своим мнением о том, стоит ли стартапу отдавать разработку мобильных приложений на аутсорс или делать ее in-house, то есть в команде проекта.
По словам Василия, универсального рецепта здесь нет, потому что каждый из этих пунктов имеет как плюсы, так и минусы, а в результате применения любого из этих подходов может быть готовый качественный продукт.
Бесспорное преимущество разработки «на дому» — это возможность управлять проектом, следить за каждым этапом разработки, тогда как аутсорс — это «черный ящик», на входе которого есть деньги, а на выходе — результат. К тому же in-house разработка дисциплинирует команду, а также вырабатывает и прокачивает навыки управления проектом.
«Еще один плюс такой работы — повышение уровня своих технических компетенций, — отмечает Василий. — Неважно, что случится с проектом в дальнейшем, известно точно одно, что наработанные за время развития проекта технические навыки вряд ли куда-то уйдут от вас. В данном случае на вас будет работать и скорость принятия решений».
Что немаловажно, собственная разработка приложения обеспечивает прозрачность коммуникации между коллегами. Что происходит у подрядчика — никто не знает, кроме него самого. В первом случае у руководителя проекта есть возможность оперативно доносить свои идеи до команды. Но все это в тоже время может быть и минусами, потому что на старте у большинства команд нет денег и других ресурсов, что замедляет поиск участников команды.
«Поэтому, если мы отдаем разработку продукта на аутсорс, в какой-то степени это снижает наши риски. И не только в финансовом плане, а в целом. Кроме того, подрядчики сделают свою работу намного быстрее, чем это сделаете вы с непривычки. Ведь у агентств большинство заказов типичные, поэтому рука у них уже „набита“, а команда уже давно собрана. Вы платите, а у вас на руках — результат. Но из минусов: вы не можете поговорить с каждым разработчиком, который будет трудиться над вашим проектом, общаться вы будете с одним менеджером, который и будет связующим звеном, что рождает нюансы: что он говорит о вас своим коллегам, что он до них доносит, какие задачи ставит перед ними — вы не знаете, узнаете только в результате. Ну и, конечно, никому не нравится возня с бумажками: технические задания, договоры, описания», — рассказывает эксперт.
Подводя итог, можно сказать, что выбор любого из вида разработки в первую очередь зависит от того, какие люди находятся в команде. Готовы ли они заполнять большой объем системной документации, общаться удаленно с разработчиками или же только фонтанировать идеями или вдохновлять коллег. Конечно, всегда хорошо создавать команду у себя, взращивать кадры, но это может стоить дороже во всех смыслах.
В противовес всем предыдущим спикерам основатель и руководитель производства компании Func Эдуард Христусь поделился с пришедшими на встречу лайфхаками по работе с аутсорсингом. По его мнению, подрядчик и заказчик должны существовать в одном мире.
«Так как скорее всего вы незрелая команда и ваши технические компетенции хромают, то было бы логично отдать разработку вашего IT-продукта на аутсорс, — апеллирует Эдуард. — Потому что у этого „черного ящика“, как называли коллеги передо мной, есть необходимый уровень зрелости для реализации технической стороны: они уже знают, как правильно, у них много опыта в этой сфере. Но важно понимать, что дальнейшую работу по приложению осуществлять вы должны сами. Поэтому для вас этот подрядчик должен стать не просто руками, которые что-то сделают, а вашими помощниками, консультантами. Постарайтесь впитать от аутсорса максимум информации и навыков».
Не все сторонние компании согласны работать по такому принципу, но если компания готова предоставить подробное объяснение того, как они работают, их процессов, то вы будете иметь представление о каждом цикле работы над вашим продуктом, потому что доступ к задачам будет у всех членов стартапа, а не только у исполнителя. Такая открытость позволит начинающим предпринимателям иметь постоянный доступ ко всем наработкам проекта, что позволит в дальнейшем самостоятельно им управлять с технической точки зрения, а также научиться коммуницировать в большой команде, получать новые навыки.
Полные видео с выступлениями экспертов можно посмотреть по ссылке.