Насколько я понимаю, существует целый бизнес медицинских роботов?
Да, это целая индустрия производства роботов-тренажеров для подготовки и аттестации специалистов медицинского профиля. Она достаточно развита за рубежом и практически отсутствует у нас. Отечественный рынок скудно представлен, при этом в России не производят медицинские тренажеры для отработки навыков выполнения хирургических вмешательств устранения травматических повреждений. К примеру, в США уже давно существуют компании, которые производят различные хирургические тренажеры подобного рода. Однако цена их достигает десятков миллионов рублей.
А чем отличаются хирургические тренажеры друг от друга?
Они варьируются по реалистичности и набору возможностей. Есть достаточно простые манекены для отработки общих и базовых навыков, а также более сложные (антропоморфные и реалистичные) роботы-тренажеры. Последние и наиболее дорогие – это интеллектуальные роботы-тренажеры с программным обеспечением и обратной связью на выполняемые действия. К примеру, устранить избыточное давление воздуха в плевральной полости, ввести лекарственные препараты, устранить наружное кровотечение при помощи жгута, определить пульсацию магистральных сосудов в сонной и бедренной артериях. Все действия отражаются на мониторе и оцениваются программой и экспертом.
Кроме того, роботы различаются по направлениям медицинских специальностей: хирургия, травматология и ортопедия, акушерство и гинекология, сестринское дело. Разная специализация — разные виды профессиональной деятельности, различные виды практических навыков. Модели выбирают исходя из направления обучения и профессиональной компетенции.
Каким будет ваш робот?
Мы планируем создать тренажер, максимально приближенный к реальному человеку. В модели точно будут воссозданы физиологические и патофизиологические процессы под управлением компьютера, а также внутренние органы, которые по своим характеристикам приближены к реальным. Больше всего внимания мы уделим животу и конечностям.
Подобный тренажер наиболее актуален для подготовки специалистов по оказанию хирургической помощи раненым и пострадавшим в результате ДТП, чрезвычайных ситуаций, а также вооруженных конфликтов. То есть на реалистичном роботе можно будет проводить оперативные вмешательства при повреждении органов живота и таза, конечностей, сосудов.
Кроме непосредственно создания робота и расходных материалов к нему, в планах нашего стартапа — организация специальных курсов дополнительного профессионального образования по вопросам хирургии повреждений.
В нашей команде задействованы специалисты двух вузов. Инженеры, программисты, химики — из Университета ИТМО, хирурги и профессорско-преподавательский состав кафедры военно-полевой хирургии Военно-медицинский академии имени С.М. Кирова.
Как пришла идея создать подобного робота?
Во-первых, мы говорим о спасении жизни, и врачей этому учат. Предположим, на необъятных просторах нашей страны некий врач помогает больным в пределе своих навыков, а выполнить неотложное оперативное вмешательство, к примеру трахеостомию, – не способен. Вот не понимает врач, как можно вернуть человеку возможность дышать с помощью трубочки. В общем, живет и работает наш гипотетический врач, как в «Записках врача» Михаила Булгакова. Что делать?
Во-вторых, нам не на чем готовить специалистов, а готовить их нужно так, чтобы уровень их подготовки соответствовал необходимому. В современных условиях жизни возможны самые разные ситуации: люди друг друга бьют, режут, сбивают машиной, иногда в гаражах пилят снаряды болгаркой. Чтобы работать в изменяющихся условиях с разными вызовами, медиков учат творчеству. Российская медицина — это, в общем-то, творчество, знания и навыки. Наш робот поможет оценить знания, сформировать навыки и научит подходить к работе с определенной долей творчества.
В-третьих, мы говорим об экономической нише, которая в России практически не занята. Есть полуфирмы, но они не удовлетворяют рынок профессиональных медицинских услуг. Можно покупать у американцев, но у них дорого. Так появилась идея взяться за дело самим.
Как вы начинали работу над проектом?
Начинали работать над проектом с товарищами по кафедре военно-полевой хирургии Военно-медицинской академии. Мы также заинтересовали этой идеей преподавателей и других специалистов с большим хирургическим опытом работы в вооруженных конфликтах. Так что с самого начала наш стартап имел хорошую интеллектуальную базу. Оставалось только приложить ее к делу.
Придумывали способы, как реализовать идею. Купили 3D-принтер, освоили прототипирование, затем переделали принтер под печать мягким полиуретаном. Получалось интересно, начали искать партнеров. Просили помощи у больших предприятий, но слышали в ответ одно и то же: «Классно, идея хорошая, но мы не уверены, что это будет востребовано. Вот будет готовый продукт — тогда да». На этапе стартапа с нами никто не хотел сотрудничать.
И как вы вышли из этого положения?
Мы продолжили искать талантливых сотрудников. Нашли одного, второго, и оказалось, что они все из Университета ИТМО. Тогда я пришел к выводу, что будет проще поступить в этот вуз и искать новые возможности изнутри. В итоге, попал на магистерскую программу «Биоинженерия и биотехнические системы».
Кроме того, учеба в магистратуре — это, конечно, знания. Если хочешь чем-то управлять, в первую очередь нужно узнать, чем управляешь. Университет помогает изучить рабочие процессы, найти талантливых сотрудников и разделить сферы ответственности. Если правильно организовывать бизнес, то каждое его звено сможет реализовать свои таланты в соответствующей сфере.
Стоит отметить, что университет предоставляет широкие возможности реализации своих талантов. Так, в начале февраля меня пригласили участвовать в Проектной конференции-конкурсе «Интеллектуальная кухня» в рамках курса «Методология управления проектами», который курировал начальник Управления по развитию проектной деятельности Игорь Куприенко. Я был приятно удивлен победе и вознаграждению. Выигранные деньги команда планирует потратить на дополнительный поиск возможных технических решений и разработку опытных моделей.
Какие планы у вашего стартапа?
Сейчас мы готовимся к Междисциплинарному конкурсу, стартующему 1 марта. Если выиграем, через три года у нас будет качественный и востребованный продукт. Если нет — время работы увеличится. Надеюсь, что наш Робот для спасения жизни, объединяющий специалистов различных направлений, привлечет спонсоров.