Акселератор Университета ИТМО организовал воркшоп о венчурных инвестициях. Дмитрий Фиалковский, экономист, специалист в сфере консалтинга и инвестиционного посредничества рассказал о том, что такое венчурные инвестиции, какой тип бизнеса может заинтересовать венчурный фонд, какие критерии он предъявляет — а главное, от каких заблуждений стоит избавиться до того, как начнутся переговоры. Главные тезисы — в материале ITMO.NEWS.
Венчурные инвестиции от А до Я
«Venture» — в переводе с английского означает «рискованное предприятие, авантюра». Но что общего у капиталовложения и духа авантюризма? На самом деле не все инвестиции, спонсирования называются «венчурными». Таковыми признают вложения с высокой степенью риска — потерять вклад. Но зачем инвесторы отдают свои деньги, если шанс их никогда не увидеть 50/50? Там, где высок риск все проиграть, выше шанс выиграть намного больше. Венчурные инвестиции — самые высокодоходные активы в мире. Конечно, если повезет.
Зачастую объектами интереса венчурных инвесторов становятся стартапы со значительным потенциалом и амбициями. Это те компании, из которых потом могут вырасти Skype, Airbnb, Google, Amazon и т.д. Почти все крупные цифровые проекты появились благодаря венчурным фондам.
Венчурный фонд — профессиональное институциализированное предприятие, в отличие от бизнес-ангела. По сути, фонд — это сундук с деньгами, в который вложились разные инвесторы. Как правило, всего один проект из дести может принести членам фонда реальную прибыль и покрыть потери от оставшихся девяти вложений, поэтому фонд стремится инвестировать сразу в 20-30 проектов, чтобы по итогу быть в плюсе.
Инвесторы предпочитают те продукты, которые способны масштабироваться на максимально широкий рынок. На примере крупного венчурного фонда LETA Capital рассмотрим области, которые с наибольшей вероятностью заинтересуют фонд.
«IT/интернет-проекты для различных секторов экономики, преимущественно из b2b сектора, базирующиеся на сильном R&D, способном либо значительно улучшить рынок, либо видоизменить его. Бизнес-аналитика, Big Data-анализ, технологии машинного обучения; технологии на базе ИИ; оптимизация или замена традиционных бизнес-процессов; роботизация бизнеса (логистика, производство и т.п.), AR/VR, Fintech», — гласит информация с сайта LETA Capital.
Если вы разрабатываете стартап в этой сфере, то на каком этапе можно подавать заявку? На инвестиции могут рассчитывать стартапы, которые уже имеют продажи, более ранние инвестиции — это, как правило, деньги бизнес-ангела. Но начинать переговоры с фондами стоит как можно раньше, ведь встреча еще не означает, что вы придете к соглашениям и будете сотрудничать.
О чем стоит подумать до общения с фондом?
О целях инвестиций. Чаще всего это развитие, масштабирование и более активный рост на рынке и выход на новые площадки. Более того, фонд может помочь с дальнейшим привлечением денег (фандрайзингом) и разработке стратегии роста. Зачастую венчурные фонды создаются командой людей, которые «собаку съели» в своей области, поэтому к ним можно обратиться и по другим вопросам.
Вы должны четко представлять цели и задачи вашего проекта, траекторию его развития. Желательно, чтобы на момент подачи заявки в вашей команде были такие специалисты, как СТО, Business Developer или тот, кто отвечает за стратегию, за рынки, тестирует гипотезы, а также руководитель, идейный вдохновитель, который займется фандрайзингом.
Однако уже на старте сотрудничества надо задумываться о выходе из инвестиционного периода, чтобы пройти этот этап как можно мягче.
Как встретиться с представителями фонда?
Вы можете написать им или познакомиться на мероприятии. Конечно, важно привлечь внимание, доказать, что ваш проект имеет большое будущее, ориентирован на быстрорастущий рынок, у него есть международный потенциал, а у вас — работающий прототип, который показывает хорошие результаты.
В фонд нужно отправить презентацию продукта и финансовую модель. Разумеется, презентация должна быть краткой и лаконичной (10 слайдов, 20 минут и 30 размер шрифта — по заветам известного спикера Кремниевой долины Гайя Кавасаки). Расскажите о проблеме клиента, которую вы можете решить, о тех возможностях (например, экономия денег и времени), которые предоставляет ваш продукт. Постарайтесь, не раскрывая коммерческой тайны, показать всю магию вашей технологии, разработки, которую вы создали. Обязательно обозначьте текущий статус продукта, опишите достижения по продажам, количеству клиентов, привлеченным инвестициям.