Выставка продлится до 4 апреля, каждый день в галерее будут проходить арт-медиации (расписание доступно здесь). Также предполагается обширная образовательная программа, в которой примут участие ученые из ИТМО, специалисты по вирусологии, искусствоведы из Эрмитажа. Также состоится ряд артист-токов с некоторыми участниками выставки. Зарегистрироваться на мероприятия образовательной программы можно по ссылке.

Вирусы хорошие и плохие

Главной темой выставки «Staying with the trouble» стала рефлексия по поводу пандемии и переосмысление роли вирусов в нашей жизни. Художникам было предложено поразмышлять не только о пагубном характере вирусов, но и их значении в происхождении и эволюции видов, сместить фокус с их враждебности к созидательному началу. Главная же цель, которую преследовали авторы — помочь людям преодолеть страх перед вирусами в целом и пандемией в частности.

«Концепция возникла из нашего разговора с сокуратором выставки Лаурой Родригез о жизни, выходящей из пандемии. Все очень устали уже от обсуждения Covid-19, при этом волнение ни у кого так и не проходит, даже у тех, кто сделал прививку. Мы подумали, что вирус остается довольно непонятной сущностью и для ученых, которые их исследуют, и для философов, которые о них говорят. Нам показалось интересным предложить эту тему художникам и посмотреть, как они смогут осмыслить эту тему. При этом у нас нет ни одной работы про Covid — мы, скорее, говорим о вирусах как о неотъемлемой части нашей жизни, о том, что они приносят не только болезни и горе, но и позитивные трансформации», — комментирует куратор выставки Христина Отс.   

Христина Отс
Христина Отс

В выставке участвуют как молодые авторы, так и художники с мировым именем. Большинство работ были созданы специально для этой экспозиции и демонстрируются впервые, как, например, проект известной американской исследовательницы, художницы и биохакера Хизер Дьюи-Хагборг. Другие впервые привезены в Россию: например, мини-сериал Нила Белуфа 2014 года, в котором художник осмысляет феномен псевдонаучного знания и фейк-ньюс и случайно предсказывает социополитические сценарии 2020 года, или масштабный проект по изучению мутации тюльпанов от Анны Ридлер, который она ведет уже несколько лет.

 «Для нас очень важно, что ни один художник ни российский, ни зарубежный не отказался от нашего приглашения поучаствовать, — рассказывает Христина Отс. — поскольку все откликнулись, нам даже пришлось открыть дополнительное пространство мы предложили художникам самостоятельно его освоить и трансформировать под тотальные инсталляции. Например, целая комната отведена под зону караоке это последний этап пути зрителя, финальная точка, где он может порадоваться окончанию пандемии и возвращению к обычной жизни. Самое забавное, как мы выяснили буквально накануне, что день открытия выставки совпадает с датой объявления пандемии Всемирной организацией здравоохранения год назад».

Открытие выставки «Staying with the trouble» в галерее AIR
Открытие выставки «Staying with the trouble» в галерее AIR

Оставаясь со смутой

Само название выставки, которое можно перевести как «Оставаясь со смутой», отсылает к одноименной книге Донны Харауэй, в которой она обращается к теме сосуществования человека с множеством других видов, обитающих на Земле, в том числе и неклеточных, и говорит о необходимости переосмысления и перестраивания отношений с ними. Работы художников — это попытка картографировать наше соседство с вирусами. Средствами различных медиумов, таких как видео-арт, перфоманс, виртуальная реальность, вовлекающие практики, авторы подходят к исследованию вирусов сразу с различных точек зрения: научной, антропологической, поэтической.

Например, художница из Нидерландов Пей-Ин Лин в своем проекте «Вирофилия» обращается к последним открытиям ученых, которые говорят о существовании «полезных» вирусов, например, являющихся частью нашего микробиома и буквально помогающих нам выживать. Вдохновляясь этой идеей, художница создала кулинарную книгу с рецептами, в которых одним из главных ингредиентов является вирус гриппа. Она развернула свою фантазию еще дальше, представив сервис доставки еды из 22 века, где эстетически прекрасные блюда готовятся в лабораторных условиях, а потребителям обещают «поднятие иммунитета и защиту от сезонных заболеваний».

Открытие выставки «Staying with the trouble» в галерее AIR
Открытие выставки «Staying with the trouble» в галерее AIR

Тему использования вирусов в лечебных целях поднимает и студентка магистратуры Art&Science Надежда Бей в своей работе «Фаготерапия». Это инсталляция в технике VR-рисования, благодаря которой зритель может собственными глазами увидеть процесс взаимодействия бактериофага с золотистым стафилококком — тем самым проживая опыт всех жизненных циклов вируса как бы изнутри микромира.

Пережить опыт эмпатического восприятия вируса предлагает Хизер Дьюи-Хагборг. Ее работа «Вирусное время» исследует тему относительности времени: согласно ряду исследований, для небольших организмов время течет по-другому, например, для мухи мы двигаемся как в замедленной съемке. Художница пытается представить, как может восприниматься течение времени вирусами — и выбирает для этого поэтическую форму.  

Вирус как драйвер эволюции

Идея вирусных механизмов как главного генератора эволюции жизни на земле — ключевая для данной выставки. Авторы примеряют эту мысль как к собственным художественным практикам, так и социологическим и технологическим процессам в целом.

Так, петербургская художница Лера Лернер создает перфоманс, в котором сама уподобляется вирусу, и «заражает» пространство вокруг: «Мне очень нравится мысль кураторов о вирусе не как о том, с чем надо бороться, а как о существе, с которым мы ко-эволюционируем и строим этот мир вместе на равных правах», — говорит она.

Лера Лернер
Лера Лернер

«Мои перфомативные практики своего рода вирусные, потому что они вторгаются в повседневную жизнь других людей, меняют их поведение, встраиваются в диалог с пространством, — добавляет художница. — Обычно все наши диалоги зарегулированы, и если что-то выпадает из этих правил, это называют сумасшествием. Я же использую в своей одежде такие предметы, которые вызывают спонтанную коммуникацию в городской среде, становятся точкой слома реальности и возможностью построить ее по-другому. Моя инсталляция «Вид – это моргающий танец D, соединяющий племя и род» состоит из видео-документации танца, которым я заражаю пространство галереи и встраиваю в него коды моего поведения и моей личности. Проект будет демонстрироваться один раз — все мои работы сайт-специфичны и полностью завязаны на пространстве и контексте».

Английская художница Анна Ридлер на протяжении нескольких последних лет собирает базу из более чем десятков тысяч видов тюльпанов. Вирус, который вызывает появление специфического узора на лепестках, называется «Мозаикой» — именно он стал причиной «тюльпанового бума», охватившего Европу в семнадцатом веке и приведшего к одному из крупнейших экономических кризисов. В своей видеоработе художница проводит аналогию между историческими событиями и современностью: полосы на тюльпанах реагируют на рост и падение цены биткоина, демонстрируя истерию и финансовые спекуляции на криптовалютах.

Вирусные спекуляции

Такая непознанная тема как вирусы, оказалась идеальна для различного рода спекуляций. Например, Наталья Тихонова выстроила целый нарратив в жанре научной фантастики вокруг теории о происхождении человечества в результате опытов «внеземных компьютерных цивилизаций». В youtube-видео смешиваются конспирологические теории с реалистичными описаниями технологических инноваций и культурных революций — все это заканчивается фантастическим визионерством о закате человечества и конце цивилизации, от которого может спасти только мутация.

Группировка iBiom
Группировка iBiom

Другой спекулятивный проект представила известная российская группировка iBiom. Выставка совпала с днем открытых дверей в основанном художницами Институте Усталости. Любой желающий сможет записаться на обучение новой науке — социовирусологии, которая появилась на основе работ профессора микробиологии и молекулярной генетики Самуэля Диас-Муньоса по анализу взаимодействия вирусов между собой — по аналогии с тем, как общаются между собой люди. Институт усталости, по словам художников, был открыт в 2020 году, как независимый проект корпорации iBiom в ответ на проблемы уставшего общества.

«Сейчас мы открываем набор на нашу новую образовательную программу. Профессор Диас-Муньос и его коллеги обнаружили, что многие вирусы ведут себя как общество: у них есть взаимопомощь, альтруизм, кооперацию, конкуренцию и даже читерство. Нам показалось интересным посмотреть на то, как происходит общение между вирусами и как это можно перенести на людей. Сама идея социовирусологии выглядит как весьма перспективное и прорывное направление науки, которое требует своего развития. Мы решили открыть это направление, чтобы начать строить коммьюнити вокруг новой науки. Мы отказались от практик классических институтов: студенты сами будут выбирать, что изучать, у нас не будет системы оценивания, а по итогу обучения мы не выдаем дипломы», — объясняют художницы из группы iBiom.