Мероприятие проходило в нескольких форматах. На площадке Smart Talk в течение всего дня обсуждали ценности университетского образования, его актуальность в настоящее время и его возможное будущее в условиях тотального онлайна. А в зоне воркшопов Practical Zone эксперты-практики делились собственными наработками, кейсами и инсайтами по поводу актуальных педагогических практик, digital-инструментов, стратегий работы с образовательными продуктами.
Будущее университетов
Началась конференция с круглого стола под модерацией первого проректора Университета ИТМО Дарьи Козловой. Во вступительном слове она рассказала о главных пунктах в стратегии развития ИТМО на ближайшее время: о построении индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента, рекомендательных системах на основе учебной аналитики, а также об упоре на сильных преподавателей и развитие у них лидерских компетенций — через премии EduStars и EduLeaders:
«Вопрос, который волнует нас сейчас: где баланс между рекомендательными системами и осознанным выбором — и ответственностью за этот выбор и его результат. Есть мнение, что наша идея индивидуальной траектории для каждого отдельного студента — это что-то из Айзека Азимова. Но если мы воплощаем идеи из научной фантастики — это значит, что мы работаем на фронтире, что мы — тот университет, который формирует рынки будущего и который способен подготовить выпускников, работающих на этих рынках и их определяющих».
Затем выступила Наталья Шульгина — руководитель стипендиальной программы Фонда Владимира Потанина и проектов в сфере образования. Она рассказала о том, как вот уже на протяжении более 20 лет Фонд не только выявляет и поддерживает лидеров среди студентов-магистрантов, преподавателей, кураторов образовательных и культурных проектов, но и помогает развитию российского образования через систему сообществ и институций:
«Главная миссия фонда — поддерживать лидеров. Но чтобы поддержка была эффективной, она должна быть системной. Важную роль играет формирование среды в университете и вокруг него, поэтому мы поддерживаем передовые исследования, актуальные тренды, экспериментальные и инновационные подходы к обучению. У нас много партнерских проектов с вузами-партнерами. Например, в прошлом году мы провели несколько раундов цифровых стажировок с ВШЭ, поддержали научные коммуникации в ИТМО. У нас есть площадки для обмена идеями и лучшими практиками — ежегодная конференция по магистратуре, Школа Фонда».
Классическое образование против онлайн-курсов
О том, что сейчас происходит с образованием и какие изменения претерпевает сфера, рассказала Кристина Геворкян — руководитель учебного департамента Lectera и автор популярного telegram-канала «Тренды образования». В своей речи Кристина акцентировала внимание на нарастающем противостоянии онлайн-курсов и программ высшего образования. По ее мнению, переживать, что онлайн-платформы полностью вытеснят классическое академическое образование, вовсе не стоит — если это и произойдет, то очень не скоро. Но университетам стоит обратить внимание на эту тенденцию и использовать как точку собственного роста:
«Еще в 1997 году в резолюции ООН было сказано, что онлайн-обучение — это инструмент, который позволит сгладить неравенство и сделать образование доступным для всех. Мне кажется, что вузам стоило бы заложить это в свою миссию, поменять подход к формированию образовательных программ и задействовать больше сегментов целевой аудитории. Нельзя игнорировать и демографические тренды: рождаемость в России падает, а это значит, что в ближайшие несколько лет число абитуриентов — выпускников школ — будет серьезно снижаться. При этом доля взрослого населения, наоборот, растет — как и их интерес к получению дополнительного образования. Кажется важным адаптировать университетские программы под эти сегменты, делать онлайн-магистратуры для взрослых профессионалов — ведь у них нет возможности ходить на очные занятия и выпадать из своего рабочего процесса».
Традиции и технологии
О развенчании мифов по поводу полного перехода в онлайн и виртуальную реальность поговорил Ярослав Павлов, выпускник ИТМО, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (Бизнес-школы ИМИСП) и основатель IC Lab — лаборатории интерактивных онлайн-курсов. По его мнению, если кардинальные изменения, в том числе полный отказ от классического очного обучения, когда-нибудь и произойдут — то точно не на нашем веку.
«Что действительно меняется сейчас, так это взгляд на то, что такое обучение (например, мы стали больше смотреть на Learning Experience), на его методологию (в том числе микрообучение, интерактивные онлайн-тренинги) и подходы (адаптивное обучение, учебная аналитика). Ну и действительно, некоторые технологии очень активно начали приходить в обучение: это AR и VR, чат-боты. Но важно за технологиями не забывать человека — обучение должно быть человекоцентричным. В этом ключ достижения нового качества, нового неклассического образования».
Дара Мельник, руководитель исследовательской группы Центра трансформации образования Сколково и куратор магистерской программы «Экспериментальное высшее образование», подключилась по Zoom и напомнила, что главное в университетском образовании — не только его наукоемкость (что гарантирует релевантность полученных знаний и их соответствие фронтиру науки), но и те ценности, которые несет университет, его образовательная миссия:
«Что отличает университет как организацию от всех других организаций? Он работает сразу на четыре блага. На личное, общественное, корпоративное и университетское благо. Университеты принадлежат тому типу организации, который существует, чтобы продолжать свое существование. Мы делаем науку — чтобы делать больше науки. Мы даем образование — чтобы следующее поколение тоже хотело получать образование. Чтобы мы росли и развивались как биологический вид».
Практики от экспертов
Практическая часть мероприятия состояла из серии мастер-классов от экспертов, представляющих ИТМО, платформы онлайн-образования и современные образовательные технологии. Так, о внедрении в преподавательскую практику методов учебной аналитики рассказали Александр Трифанов и Максим Скрябин из Университета ИТМО: они представили разработку факультета СУиР для тестирования студентов и сбора данных об их успеваемости — платформу GeoLin. Эксперты из Корпоративного университета «Газпром нефти» Денис Федотов, Евгения Игольникова и Екатерина Николаенкова рассказали о новейшем подходе к обучению внутри крупной компании с использованием современных технологий и образовательных инструментов, а также о масштабировании опыта через создание экосистемы бизнеса, вузов и экспертов в рамках конференции «Мы в будущем».
Яков Сомов, основатель платформы «Лекториум» и руководитель Центра онлайн-образования Президентского лицея № 239, поделился инсайтами в области педагогического и игрового дизайна онлайн-курсов, а Мария Плоткина, сооснователь проекта Geek Teachers, провела обзор цифровых инструментов для геймификации процесса обучения. Об упаковке образовательных продуктов, стратегиях его продвижения и таргетинга абитуриентов рассказала Алена Гупаисова, заместитель начальника Департамента по стратегическим коммуникациям ИТМО. А о новых инструментах обучения навыкам будущего и необходимых для этого преподавательских компетенциях рассказала Марианна Крель — эксперт Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.
Кто главнее: студент или преподаватель
Также на конференции состоялись две большие дискуссии, в том числе с участием студентов. Дебаты о том, кто должен определять образовательную стратегию — сами студенты или университет, прошли между выпускниками и нынешними студентами ИТМО. Выпускники в лице Романа Евстигнеева, проджект-менеджера компании Welltory, Артема Петренко, научного сотрудника Лаборатории однофотонных детекторов и генераторов и Александра Румянцева, software developer в компании LANCK Telecom, выступили с позицией, что только экспертное сообщество преподавателей вуза может определять будущее развитие рынка труда — и на основании этого формировать учебные планы. А студенты — Артем Скворцов с программы «Научная коммуникация», Екатерина Зайцева с «Математического и компьютерного моделирования» и Владислав Рой с «Информационных систем для экологической и техносферной безопасности» — выступили за то, что студенты как потребители образовательных услуг должны сами формировать свой курс обучения. Ответить на этот вопрос приглашались и зрители — в итоге общего голосования победила команда выпускников.
Во втором большом Smart Talk выступили представители онлайн-образования — основатель «Лекториума» Яков Сомов и начальник Центра развития образовательных технологий в СберУниверситете Вячеслав Юрченков. Они поделились своими взглядами на будущее онлайн-курсов и их интеграцию с общеобразовательными учреждениями и вузами. Со стороны университетского образования выступили Иван Замощанский, директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, и Константин Хомченко, трекер Акселератора ИТМО, преподаватель ИМИСП и владелец Chili Marketing. В их выступлениях они сделали упор на то, как в современном мире особенно важны личностные качества преподавателей, их харизма, этичность и любовь к своему делу и студентам.
Лучшие из лучших
Финальная часть мероприятия была посвящена конкурсам ITMO.EduLeaders и ITMO.EduStars, которые проходили в течение 2020 года. В EduLeaders преподаватели представляли свои уникальные образовательные проекты и педагогические наработки, в EduStars же участвовали все преподаватели, они оценивались студентами, экспертами-методистами и «предметниками» и руководителями.
В финал конкурса ITMO.EduLeaders вышли 10 из 43 участников — подробнее об их проектах можно узнать в материалах ITMO.NEWS. В итоге победителями стали пятеро: Юлия Романенко, преподаватель Института международного развития и партнерства, Алексей Перегудин, ассистент факультета систем управления и робототехники, Екатерина Тюрикова, преподаватель факультета энергетики и экотехнологий, Андрей Кудлис, младший научный сотрудник физического факультета, и Андрей Суховицкий, преподаватель факультета информационных технологий и программирования.
В конкурсе ITMO.EduStars изначально участвовали 1154 человека — до финала дошли 108, а победителями по итогу стали 27 человек — каждый из них получит премию в размере 250 тысяч рублей. Кроме того, грант размером 100 тысяч рублей получат трое менторов: Артем Петренко, Алена Бокарева и Маргарита Вольф. Менторы смогут потратить этот грант на дальнейшее профессиональное развитие.
Корреспондент ITMO.NEWS поинтересовался у лауреатов об их впечатлениях от победы.
Илья Лившиц, профессор факультета безопасности информационных технологий, лауреат ITMO.EduStars
Как сообщили организаторы, львиная доля этой победы — это оценка моих студентов. Но, конечно, это оценка не только меня, а всего факультета — потому что над всеми образовательными треками работало несколько преподавателей. Это не просто сухая наука — это многолетняя практика.
Через несколько лет перейдем к реальной борьбе за студентов. Когда они начнут нас оценивать по рейтингам, они смогут видеть: то, что мы им даем — это знания завтрашнего дня. То, что вчера публиковалось в науке — сегодня мы даем студентам.
Мне не стыдно ни за одного нашего выпускника — у всех них есть знания, которые они могут применить уже завтра. Так что это полностью заслуга всего нашего факультета. Жаль, что не все преподаватели готовы участвовать в таких конкурсах — они слишком скромные.
Алексей Перегудин, ассистент факультета систем управления и робототехники, лауреат ITMO.EduLeaders
Я старался не думать о победе, но понимал, что у меня проект, на который хорошо реагирует аудитория, который нравится и с которым я могу ярко выступить. Мне кажется, то, что хорошо получается, ты обязан делать — это была моя главная мотивация для участия в конкурсе. Все-таки хороший проект и хорошая его презентация — разные вещи. И вот именно презентацию проекта я могу хорошо сделать. Хотя, если говорить объективно, некоторые из выступавших ребят сделали ну очень крутые вещи.
То, что я победил — это офигенно. Особенно здорово после этого жать руки людям, обниматься с коллегами, чувствовать поддержку и признание. Мне нравится сам этот момент — он очень радостный.
Дарья Мартынова, ассистент факультета технологического менеджмента и инноваций, лауреат ITMO.EduStars
У нас выиграли не только я, но и мои коллеги из Центра социальных и гуманитарных знаний тоже. Мы совсем этого не ожидали, и про результат не знали до самого конца. Была очень большая система оценивания: любовь к студентам, знание предмета, ориентирование в профессиональной среде. Но ориентировались, как я поняла, больше на результаты опроса студентов. И поэтому особенно приятно, что они меня выбрали.
Я думаю, что это все благодаря проектам TECHNOHISTORY и Medical Humanities, потому что я попыталась вовлечь в эту сферу большое число студентов интердисциплинарных направлений: art&science, digital humanities, с других факультетов — с одного ИКТ их было 150. Мы всех пытались объединить под одну концепцию — гуманистическую, историческую, культурную.
Плюс, я думаю, сыграла роль VR- и диджитал-способы обучения с виртуальными экскурсиями, выставками, визуализациями. В рамках проекта мы выиграли два студенческих гранта и грант от ITMO.Future — наверное, это тоже сыграло свою роль.
Александр Капитонов, декан факультета инфокоммуникационных технологий, доцент ФСУиР, лауреат ITMO.EduStars
Это неожиданно — я вообще не ждал, что стану победителем. Я просто делаю свою работу, преподаю студентам так, чтобы им было интересно. Большинству, видимо, нравится. Многие коллеги показывали классные технические решения, кто-то показывал достаточно сложные концепции. Я же в основном работаю с мотивацией, мне в принципе больше нравится думать не о форме представления материала, а о том, каким образом вовлекать студентов в учебную деятельность.
Мой ютуб-канал, где я разговариваю со студентами — это один из способов их вовлечения. Это приглашение к диалогу. Было несколько примеров, когда студенты поднимали возмущение по поводу чего-то, что им не нравится — такие вещи тоже можно обратить в конструктив через диалог, попытаться вместе исправить и решить проблемы.