Андрей Николаев, преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций
На конкурс я подавал учебно-методическое пособие «Технология нововведений», рассчитанное на широкий круг читателей. Там я раскрываю понятия инноваций, инновационных процессов, рассказываю о методиках управления инновационными предприятиями, в том числе стартапами. В пособии также можно найти сценарии деловых игр и задания для самостоятельной работы. Мне хотелось создать универсальный гид для студентов при введении в специальность, и я доволен полученным результатом.
Я обучаюсь в аспирантуре, в связи с темой диссертации мне необходимо взаимодействовать с коллегами в других городах и исследовать бизнес-процессы на разных предприятиях. Надеюсь, полученной за победу премии хватит, чтобы организовать мою стажировку в одной фармацевтической компании.
Подобные конкурсы выступают дополнительным мотиватором для молодых преподавателей, они помогают им придумывать и доводить до реализации свои идеи. Деньги — важный, но не единственный мотиватор. Поддержка коллег, руководства университета, государства очень важна. По личному опыту организации международных проектов, например, i-Customs Conference под эгидой ПМЭФ, могу сказать, что факт признания твоего дела важным и нужным обществу, дает стимул для дальнейшего развития и новых свершений.
Галина Демидова, преподаватель факультета систем управления и робототехники
Как сотрудник научно-производственного центра «Прецизионная электромеханика», занимающегося разработками высокоточных технических систем, я использовала накопленный опыт при разработке учебного пособия «Регуляторы на основе нечеткой логики в системах управления техническими объектами».
В настоящее время в России существует обширная грантовая поддержка молодых ученых. Если у тебя есть хороший проект, то всегда есть шанс выиграть заявку. Конечно, предпочтене отдают тем, у кого есть научно-исследовательский бэкграунд, поэтому начинать научную деятельность лучше с бакалавриата и постепенно развивать свои компетенции. Тогда к окончанию магистратуры будут и публикации в иностранных рецензируемых журналах, и выступления на международных конференциях, что очень ценится экспертами при принятии решения о поддержке проекта.
В Университете ИТМО сделано многое для мотивации молодых ученых участвовать как в научной, так и в педагогической деятельности: профильные отделы информируют о проводимых конкурсах и помогают со сбором необходимых документов для участия в них. Также хочется отметить, что на нашем факультете систем управления и робототехники реализована грантовая поддержка интересных научных проектов магистров и аспирантов, проходят ежегодные международные летние школы, к участию в которых активно привлекаются аспиранты. В настоящее время нет преград для реализацииь себя в сфере преподавания и науки. Просто нужно не лениться, много и продуктивно работать. Лауреат Нобелевской премии Петр Капица говорил: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые!»
Сейчас я очень жду зимних каникул — хочется уже отдохнуть. Свою премию планирую потратить на зимний горнолыжный отдых, ведь, когда активно отдыхаешь, появляются новые идеи, которые интересно воплощать в новом году.
Дарья Денисова, преподаватель Института международного развития и партнерства
Я представила на конкурс рабочую программу дисциплины «Современная наука и научный прогноз». Для нашей магистратуры по научной коммуникации это знаковая дисциплина, которая появилась в учебном плане одной из первых. Для научного коммуникатора крайне важно представлять устройство академического мира, но особенно важно находиться в прямом контакте с учеными, занимающимися актуальными проблемами. За время существования программы приглашенными лекторами курса выступали Василий Ключарев, Артем Оганов, Александр Иванчик, Егор Задереев, Михаил Гельфанд и другие ученые.
Помимо этого, курс позволяет понять устройство академической науки, специфику научных исследований в университетах, а также освоить инструментарий, необходимый для изучения фигуры ученого. Отдельная часть дисциплины посвящена итоговому проекту. Задача студентов — сформировать портрет ученого, собрать энциклопедическую статью, а затем предложить и по возможности реализовать медиапроект на основе собранной информации. В прошлом году мне особенно запомнились несколько студенческих материалов: интервью с археологом Львом Клейном, анимационный фильм о Сергее Попове, тест-игра по исследованиям Василия Ключарева.
Мы регулярно принимаем участие в конкурсах и рекомендуем нашим студентам формировать здоровую привычку следить за открывающимися возможностями, которых больше, чем кажется на первый взгляд. И замечательно, что Правительство Санкт-Петербурга поддерживает их инициативы. Например, наш выпускник победил на конкурсе по формированию толерантной среды, проводимый КНВШ. Кроме того, конкурс студенческих проектов PROBA, конкурс Президентских грантов, стипендия благотворительного Фонда Владимира Потанина — это только часть конкурсов, где победили наши студенты. Мне особенно приятно, что некоторые из них не остались в стороне от преподавания, в том числе и в Университете ИТМО.
Ольга Кузнецова, преподаватель факультета безопасности информационных технологий
В качестве конкурсной работы я отправляла учебно-методическое пособие «Основы конструирования электронных средств: практикум», которое активно используют для подготовки бакалавров по направлению «Конструирование и технология электронных средств». Выполнение практических работ, описанных в пособии, позволяет студентам получить ценные навыки при выполнении инженерных расчетов, необходимых при конструировании электронных средств.
В настоящее время в нашей стране очень много различных направлений исследований, которые всячески поддерживаются как на региональном, так и на федеральном уровнях. Молодые ученые не ограничены в своих интересах. При соответствующей поддержке, которая, существует в Университете ИТМО, нам остается только действовать и развиваться.
Анна Спиридонова, старший преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники
На конкурс я представила рабочую программу дисциплины «Мировая художественная культура», которая частично читается на английском языке. Предмет преподается второй год студентам образовательного центра графических технологий — будущим дизайнерам. Он должен подготовить ребят к межкультурной коммуникации для более комфортной и успешной работы в международных проектах.
В сфере гуманитарных исследований я не вижу никаких проблем, кроме финансовых. А отсутствие должного финансирования, конечно, ограничивает свободу. При этом я знаю, что ученые, которые работают над своими идеями и реализуют их, непременно достигают своих целей, и их старания хорошо оплачиваются. Считаю, что в целом ситуация в стране очень плодотворная для науки и для становления молодых ученых. Поэтому ваш успех и благополучие вашего проекта во многом зависят от того, как вы сами ищете варианты сотрудничества, гранты, конкурсы. Что можно изменить в современном научном процессе, так это, на мой взгляд, процесс обучения в аспирантуре. Я не говорю сейчас о технических специальностях, но в гуманитарной сфере работа над диссертацией часто заключается в написании текста без включения аспиранта в рабочий научный проект. В результате такого подхода аспирант варится в собственном соку и, как итог, не доходит до защиты. В случае же участия в реальной проектной работе у аспиранта больше шансов включиться в научную жизнь.
Асель Романова, преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники
В заявке на премию от Правительства Санкт-Петербурга я представила рабочую программу дисциплин «Использование CMS систем для разработки Web-сайтов», это знакомство с движками для построения сайтов — Wordpress, Joomla, Drupal. Помимо них, мы рассматриваем темы по оптимизации и продвижению сайтов, в том числе на мобильных устройствах. Сейчас мы готовим продолжение дисциплины в формате видеоуроков.
Премию от Правительства Санкт-Петербурга планирую потратить на оплату участия в IT-конференциях, покупку технической литературы, видеокурсов и на концерт группы Metallica. 8-9 декабря в Москве состоится крупнейшая конференция по мобильной разработке «Mobuis 2018» — возможно, удастся принять в ней участие.
На мой взгляд, помочь развитию молодых ученых можно тремя способами: увеличить зарплату, компенсировать посещение платных IT-конференций и отправлять на стажировки. А молодые ученые, в свою очередь, должны всецело посвящать себя науке и педагогике.