Сотрудники вуза стали лауреатами премии в номинации «Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении» за развитие коммуникации между школьным и университетским образованием (премию коллектив получил за работу «Организация и внедрение междисциплинарного взаимодействия для робототехнических проектов, создаваемых по траектории школа-университет»).

На базе Университета ИТМО совместно с Президентским физико-математическим лицеем № 239 и ФТИ им. Иоффе коллектив авторов реализовал подход, в котором долгое время учащиеся средней школы работают со студентами университета в одной среде, занимаясь проектной деятельностью в области робототехники. В творческом процессе работы над проектом принимают участие преподаватели и научные сотрудники, работающие в различных областях науки и техники.

Александр Капитонов
Александр Капитонов

«Для успешного развития университета крайне важными являются правильный выбор специализации и мотивация обучающихся с учетом их интересов и талантов. Высокие достижения учащихся создают плодотворную атмосферу в студенческой среде и задают высокую планку требований к преподавательскому составу. Но работа по мотивации обучающихся и их профориентации начинаются задолго до поступления в университет»,  прокомментировал Александр Капитонов.

Таким образом, создается траектория школа-университет, когда учащиеся старших классов начинают взаимодействовать со студентами и научными сотрудниками еще до поступления в вуз, занимаясь технической деятельностью, связанной с научной деятельностью сотрудников. Это позволяет молодым людям попробовать себя в разных специальностях, выявить интересы и таланты, помогает мотивировать будущих студентов, утверждают ученые.

Проект Strawberry Fields (робот с технологией «мягкого захвата»)
Проект Strawberry Fields (робот с технологией «мягкого захвата»)

При создании проектов особое внимание в работе уделяется междисциплинарному взаимодействию гуманитарных и естественно-научных направлений. Так, в роботах применяются самые передовые и инновационные технологии информатики, такие как машинное обучение, теория оценивания, компьютерное зрение. Реализуются проекты с использованием робототехники, физики, информатики, математики, химии. Например, в сотрудничестве с химико-биологическим кластером Университета ИТМО был создан робот, который использует технологию «мягкого захвата» (soft robotics). С этой разработкой команда творческой лаборатории робототехники Университета ИТМО взяла «золото» Всемирной олимпиады роботов WRO-2018 в Таиланде и стала лучшей на Балтийском научно-инженерном конкурсе в феврале 2019 года (подробнее здесь).

Особое место занимают творческие проекты по созданию роботов, которые автономно играют на музыкальных инструментах, рисуют и танцуют. Например, среди таких разработок робот по имени Seldon, который умеет играть на укулеле, петь песни Адель и передвигаться по сцене, заводя толпу фанатов. Над этим роботом под руководством Игоря Лосицкого трудились пять школьников: Левон Погосов, ученик ПФМЛ №239, Андрей Лакомкин, ученик школы №139, Михаил Волков, учащийся школы №495, Даниил Нечаев, учащийся ГФМЛ №30, и Глеб Загарских, представляющий гимназию №116.

Вручение премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. Источник: sanktpeterburg.bezformata.com
Вручение премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. Источник: sanktpeterburg.bezformata.com

Также среди важных проектов – робот ELSA, которую создала сборная из обучающихся Лаборатории молодежной робототехники Университета ИТМО (Василий Дунаев, Дмитрий Харлапенко и Максим Михайлов – учащиеся ФМЛ №299, Даниил Нечаев и Левон Погосов – первокурсники Университета ИТМО) под руководством Игоря Лосицкого.  ELSA – гуманоид, играющий на блок-флейте, стал вторым участником музыкального робототехнического бэнда, который собирают воспитанники лаборатории.

«Фактически мы показали, как выбранный подход дает отличные результаты в рамках множества летних школ, курсов дополнительного профессионального образования, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, что позволяет транслировать его на всероссийский и международный уровни», – прокомментировал Игорь Лосицкий.

Игорь Лосицкий
Игорь Лосицкий

Также жюри оценило научный и популяризационный вклад коллектива преподавателей в развитие коммуникации между школой и университетом. Так, среди представленных в заявке публикаций значительную роль сыграла книга Александра Капитонова «Введение в моделирование и управление для робототехнических систем». Эта книга показывает, как связать в одно целое знания из области физики, математики, информатики и применить их на простых роботах. В ней учащиеся могут найти практические примеры, начиная с использования законов Ньютона, заканчивая управлением неполноприводными системами.

Другую премию от врио главы Санкт-Петербурга Александра Беглова получил ординарный доцент и научный сотрудник физико-технического факультета Университета ИТМО Иван Иорш. Ученый подавал заявку на премию трижды, однако именно в этом году получил признание экспертной комиссии.

Иван Иорш
Иван Иорш

«Исследования, которые были поданы на премию, легли в основу моей докторской, которую я защитил в декабре 2018 года. Научная работа посвящена исследованию квантовых нелинейных процессов в метаматериалах.  О том, что линейные оптические свойства в метаматериалах меняются кардинально, было известно давно. Было общее понимание, что и нелинейные тоже поменяются, но было не до конца понятно, как именно. В своей работе я показал, что различные нелинейные процессы могут кардинально меняться в таких системах. Сейчас применения этому открытию нет, так как это фундаментальное научное исследование»,  прокомментировал Иван Иорш.

Премия Эйлера присуждается в области естественных и технических наук. Это одна из 15 премий, которыми Правительство Санкт-Петербурга поощряет ученых города. Размер премии составляет 300 тысяч рублей.