Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится конкурс для молодых преподавателей городских университетов. За премию правительства города может побороться любой аспирант или докторант, ведущий занятия в вузе, не достигший еще 35 лет. Также отдельная номинация предусмотрена для молодых докторов наук, чей возраст не превышает 40 лет.
В этом году заявки на конкурс подали чуть больше 230 педагогов из 31 вуза города. В результате экспертная комиссия отобрала 70 победителей, которых и чествовали в начале декабря в конференц-зале Научно-исследовательского корпуса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
«Конкурс поддержки развития научно-педагогических кадров является знаковым, — рассказал, выступая перед победителями, глава комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов. — Я очень горд и рад, что имею возможность перед вами выступать, потому что вы – те люди, которые выбрали свой путь в жизни, выбрали свою любимую работу, свои научные помыслы. Вы этим живете, и очень приятно, что город имеет возможность оценить ваш талант, знания, умения, а вы, в свою очередь, будете ваши знания и умения нести своим студентам».
Помимо дипломов, победители конкурса также получили денежные премии – для аспирантов их размер составил 30 тысяч рублей, для докторантов – 50, а для докторов наук – 70 тысяч рублей. В этом году представители Университета ИТМО взяли три награды: две в номинациях для преподавателей технических специальностей и одна – в конкурсе для специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук. Каждый из победителей имеет свою историю преподавания и свой подход к организации занятий, о которых они согласились рассказать после награждения.
Анастасия Павлова, старший преподаватель факультета пищевых биотехнологий и инженерии Университета ИТМО, кандидат экономических наук
Я выросла в семье преподавателей: моя мама — учитель физики, бабушка — учитель начальных классов. Для меня было очевидным поступать в педагогический университет, но родители были против. И я выбрала совершенно новое в то время направление — промышленную экологию. Экология, охрана окружающей среды полностью поглотили меня, и после получения диплома инженера-эколога я решила продолжить свое обучение в аспирантуре. Педагогическая практика является обязательной частью программы аспирантуры, следовательно, свою педагогическую деятельность я начала десять лет назад, будучи аспирантом.
На протяжении десяти лет я совмещаю преподавательскую деятельность и работу по специальности и считаю это своим преимуществом. Я вижу, как повышается заинтересованность студентов, когда им рассказываешь, как те или иные процессы реализуются на предприятиях. Тесная взаимосвязь и сотрудничество с бизнесом позволяют мне проводить практические занятия в различных организациях и демонстрировать, как внедряется система экологического менеджмента.
В прошлом году я разработала и начала преподавать курс «Корпоративный экологический менеджмент» иностранным студентам. Для меня это был вызов! Необходимо было разработать учебные материалы на английском языке, подготовить лекции, презентации. В тот период мне очень помог курс EMI (English as a Medium of Instruction), который проводится в нашем университете. Мы разбирали культурные особенности иностранных студентов, новейшие подходы и методики в преподавании, у меня была возможность развить свои презентационные навыки и практиковать разговорный английский. И именно с курсом «Корпоративный экологический менеджмент» на английском языке я вышла на конкурс Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности.
Я думаю, что победа в конкурсе станет новым стимулом в развитии и совершенствовании моих профессиональных навыков, вдохновит меня на создание новых курсов, даст уверенности в преподавании курсов иностранным студентам.
Я счастлива, что стала победителем конкурса! И эту премию я хочу посвятить двум очень важным для меня людям, которые сформировали меня как преподавателя: своей маме — Васильевой Наталье Николаевне, которая передала любовь к преподаванию, и своей «научной маме» — Сергиенко Ольге Ивановне (прим. ред. — доцент факультета пищевых биотехнологий и инженерии Университета ИТМО), которая помогала и помогает мне развиваться на протяжении всей моей педагогической деятельности.
Александр Васильев, доцент факультета прикладной оптики Университета ИТМО, кандидат технических наук
Я окончил Университет ИТМО в 2012 году и начал работать в структуре вуза уже на последнем курсе обучения. Я преподавал разные технические дисциплины, и вот сейчас подал на конкурс учебную программу дисциплины «Программирование микроконтроллеров». На занятиях по этой дисциплине я учу студентов тому, что это за странные железки такие — микроконтроллеры — и как их программировать.
Этот курс мне приносит победу в этом конкурсе уже второй раз, в 2017 году я подавал еще методическое пособие, а теперь рабочую программу, то есть уже законченный курс, который включает в себя и описание всего процесса обучения, и описание того, как оцениваются студенты.
В первую очередь, я стараюсь следовать практико-ориентированному направлению преподавания, чтобы студенты не просто умозрительно на лекциях получали информацию, а сами на практике понимали, как работать с оборудованием, сами работали с железом, тыкали, программировали и таким образом понимали, как это все функционирует. Я стараюсь развивать проектную деятельность, то есть в течение семестра студенты берут проекты, в ходе которых на базе микроконтроллеров реализуют уже более-менее законченные устройства, которые могут решать определенные задачи. Например, одна студентка сделала проект, который контролировал качество цвета выпускаемой продукции. Был проект, где студент сделал фотометр, измеряющий световые характеристики.
В своей работе я ориентируюсь на нескольких моих бывших преподавателей. У одного из них был интересный подход, и я пытаюсь его продолжать. Для него был важен личный контакт со студентом: он выстраивал представление о нем не как об обезличенной фигуре, а как о человеке, с которым ты полноценно взаимодействуешь, которого пытаешься понять, подстроиться под него, придумать проект, который бы ему понравился, заинтересовал бы его.
На самом деле сегодня студенты довольно сильно отличаются от тех, кто учился в мое время. У них другой подход к обучению, в первую очередь для них важно не получение знаний вообще, а решение каких-то конкретных задач. Это еще более подталкивает к личному взаимодействию и индивидуальному подходу к каждому.
Екатерина Соколова, старший преподаватель факультета низкотемпературной энергетики Университета ИТМО
Я окончила в 2010 году Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, поступила в аспирантуру и начала работать в должности инженера, после объединения этого вуза с Университетом ИТМО. С 2013 года я работаю в должности преподавателя уже в ИТМО. Я веду несколько курсов, в том числе курс «Вакуумные технологии в криогенной технике» для магистров, за который я и получила премию. Также я читаю курсы «Основы эксплуатации криогенных систем», «Вакуумная техника» и веду практические занятия по дисциплине «Перспективы применения и направления развития криогенных систем».
Тот курс, за который мне дали премию, я сначала вела с профессором Владиславом Ивановичем Ивановым. Около двух лет назад он вышел на пенсию и полностью передал курс мне. Теперь я веду и лекции, и практические занятия.
Вакуумные технологии очень широко применяются во многих отраслях, не только в криогенной технике. Поэтому вводная лекция у нас посвящена обзору всех отраслей промышленности, науки и техники, где применяются вакуумные технологии. Там есть такие специфические системы, как имитаторы космического пространства – это огромная по масштабам система. Студентам всегда интересно, что как появилось, для чего было сделано – тут можно пойти издалека, еще в Советском Союзе во время запуска космических кораблей столкнулись с рядом проблем. К примеру, ситуация с космонавтом Леоновым, когда при выходе в открытый космос у него раздулся скафандр, это показано в фильме «Время первых». Имитатор космического пространства позволяет провести испытания на Земле и избегать такого. Такие истории-отступления помогают втянуться в курс, возбуждают в ребятах живой интерес.
На конкурс я подала конспект лекций. Мне кажется, что для победы важно делать что-то авторское, где ты один, без соавторов, представляешь дисциплину. Учебные пособия, как правило, пишутся несколькими авторами, а учебная программа нередко не показывает, из чего состоит курс. Конспект лекций получается более красочным и лучше отображает содержание курса. Возможно, именно эта позиция, конспект лекции, выигрышнее смотрится, чем другие заявки. Плюс я делала его в форме презентации, то есть туда можно было включить любые современные картинки, рисунки, разнообразить его, внести цвет и яркость
Эта награда для меня первая, она, конечно, придает уверенности. Я совершенно четко понимаю, что теперь буду участвовать и в других подобных конкурсах, и в этом также повторно поучаствую.