Игры в бизнесе и образовании — это современное направление, позволяющее проводить оценку компетенций участников и формировать у них необходимые навыки. На рынке корпоративного обучения игровой подход сейчас становится все более и более популярным, потому что в процессе игры люди раскрываются, уже через полчаса после начала игры человек, который активно готовится к собеседованию, забывает, что его оценивают, расслабляется и действует так же, как и в реальной жизни.
Кроме того, игра — это процесс, который заряжает энергией, а не забирает ее, поэтому HR-мероприятия, которые часто вызывают негативную оценку со стороны сотрудников, в игровой форме решают также задачи командообразования и вовлечения.
Конечно, не любая игра будет полезна для бизнес-процессов. Чтобы она приносила пользу, она должна быть выстроена по определенным правилам, адаптирована под заказчика и апробирована на предмет согласованности заложенных внутрь нее игровых механик.
Таких игр на открытом рынке не так много. Одну из них — игру «Князья и капуста» — привезли в Университет ИТМО команды Development Academy из Санкт-Петербурга и Mango из Москвы. Студенты смогли пройти тот же путь, что и сотрудники крупнейших организаций: Microsoft, Pepsi Co и другие уже заказывали эту игру.
Игра «Князья и капуста» — это деловая игра, которая позволяет оценить свои бизнес-навыки, почувствовать себя предпринимателем, испробовать разные коммуникативные стратегии за короткий временной отрезок, получить обратную связь от тренеров и просто удовольствие от процесса.
Несмотря на нетрадиционный формат, игра направлена на развитие личностных качеств, которые мы проявляем в коллективе: навыки решения конфликтных ситуаций, умение работать в команде, умение грамотно оценивать обстановку. Игра представляла собой ролевую стратегию в древнерусском стиле. Причем каждая из ролей соответствовала должности в современной компании. Организаторы объяснили, что генеральный директор решает те же задачи, что царь в Древней Руси, топ-менеджеры соответствуют боярам, начальники отделов — князьям, а партнеры — купцам. Такие игры проводятся, чтобы сотрудники понимали, в чем задачи руководства и планирования, откуда появляется прибыль и как ее можно увеличить. По окончании игры участники поделились впечатлениями, как можно было бы улучшить свои показатели, если бы они знали все тонкости игрового процесса и оценили свои навыки переговоров.
«Совершенно неожиданно на примере сравнительно обычных действий стали понятны процессы, которые происходят в крупной фирме, сложности, которые могут и непременно возникают, если стратегия развития фирмы не отточена. Я получила большое удовольствие от общения с коллегами и от самой игры. Помимо прочего, мне удалось поставить себя на место других и увидеть фирму не как собрание отдельных личностей, но как взаимосвязанный организм», — делится участница игры «Князья и капуста» Анетта Шершевская.
Анастасия Причисленко,
Кирилл Панов,
Центр личностного развития ФТМИ Университета ИТМО