Как и благодаря чьим идеям появился ФАНК?
В течение четырех лет наша команда делала «Фестиваль актуального научного кино-360» для Политехнического музея. За это время мы успели хорошо изучить рынок. Интересно, что именно в этот момент начали появляться и пользоваться спросом фильмы о науки нового формата — полнометражное авторское кино для широкого экрана. Спрос на такое кино распространялся и на Россию — мы получали много приглашений приехать с фестивалем или просто показать кино. К сожалению, у нас не было возможности отвечать на все. В 2015 году мы отделились от Политеха и придумали новый формат, который позволяет донести контент тем, кому он по-настоящему интересен.
ФАНК — это уже не просто фестиваль, это кинодвижение. Оно держится на трех «китах»: это Дни научного кино ФАНК в ведущих университетах страны, Передвижной фестиваль, а также премия в области научного кино ФАНК, которую мы вручим в начале лета в следующем году.
В каких городах ФАНК наиболее востребован? Назовите фильмы-звезды фестиваля, которые нашли больше всего отзывов и рецензий.
Во всех городах, где мы были, есть интерес к научному контенту. Если честно, мы всегда едем с ожиданием меньшего — научное кино все же не голливудский блокбастер — но получаем отличный результат. Несколько лет назад в Воронеже мы даже обошли очередной фильм о Джеймсе Бонде. Справедливости ради стоит признать, что это были последние недели проката бондианы. Нам очень запомнился теплый прием в Новосибирске и Академгородке. Это на 100% наша публика. В закрытых городах — Сарове, Озерске и Снежинске — все желающие не помещались в зал. Очень успешным стал фестиваль в Тобольске. Из фильмов могу выделить «Страсти по частицам» Марка Левинсона, «Чувственная математика» Екатерины Еременко, «Привитые» Сони Пембертон, «Сахар» Дэймона Гамо, «Элис заботится» Сандера Бюргера.
Часто можно услышать, что в рамках фестиваля де-факто нет фильмов российского производства. Чем это объясняется? Большой востребованностью лженаучных фильмов, телепрограмм, книг?
Думаю, причина кроется в том, что современные режиссеры еще не оценили потенциал науки как материала для своих картин. Мы с коллегами очень надеемся, что постепенно эта ситуация изменится в лучшую для нас сторону. И обязательно будем всячески этому способствовать, ведь мы видим растущий интерес людей к науке — может, и режиссеры подтянутся.
Каким вы видите возможное дальнейшее развитие фестиваля, его возможную трансформацию, новые истории и темы?
Нам очень хочется расти и расширяться. В частности, географически: в этом году Дни научного кино прошли в 120 высших учебных заведениях по всей стране, и я верю, что в следущем году их станет больше. Мы открыты для новых форматов — это и интерактивное кино, виртуальная реальность. Нам интересно все, что касается нестандартной популяризации науки и, конечно же, расширение круга экспертов, в том числе за счет международных партнеров. Помимо показов зарубежного кино, в России мы планируем представлять программы российского кино на дружественных нам фестивалях за границей.
Заинтересованы ли вы в большом количестве посетителей, разнообразной аудитории? Или же позиционируете фестиваль как мероприятие для людей относительно узкого круга с определенным мировоззрением?
На мой взгляд, успешная модель фестиваля выглядит как многослойный пирог с самыми разными начинками. Звучит забавно, но ведь так и хочется попробовать! Так мы собираем нашу программу, слой за слоем. Так как контент фестиваля довольно разнообразный, мы стараемся не зацикливаться на узком кругу ценителей. Мне кажется, очерчивать для себя очень таргетированную аудиторию — это путь в никуда для такого фестиваля, как наш. Само собой, некоторые картины и программы, которые мы представляем, будут интересны узкому кругу людей, но большая часть доступна и широкой адитории.
Нельзя не спросить: насколько Университет ИТМО удобен и перспективен как площадка и партнер Дней научного кино? Стоит ли ждать постоянного сотрудничества и взаимопомощи?
Университеты как универсальные площадки нам, безусловно, необходимы. Студенты — это на 100% наша аудитория. Ведь мы воспринимаем их не только как зрителей, но и как соорганизаторов и самых настоящих агентов влияния нашего фестиваля. Университет ИТМО очень перспективный для нас партнер, поскольку также как и мы заинтересован в популяризации науки. Вы делаете множество интересных проектов в этом направлении, втом числе и курс по научной коммуникации, в рамках которого я провела одну из лекций, как раз посвященную ФАНКу и созданию научного кино. Дня нас Университет ИТМО позиционируется как партнер, с которым можно обмениваться программами, знаниями и опытом.
И последнее: все мы знаем, что популяризация науки во всех ее ипостасях - вещь почти сложноокупаемая. За счет чего, или даже вопреки чему живет и развивается ФАНК?
ФАНК живет благодаря нашим партнерам и преданным зрителям, число которых постоянно растет и, я надеюсь, будет продолжать расти. Я искренне верю, что это действительно важное дело, как и все, что связано с популяризацией науки и научной коммуникацией. Спасибо тем, кто поверил в нашу идею и поддержал нас. Это Роснано, Росатом, РВК, Т+, ПАО Сибур, ФондСколково и Открытый университет Сколково, Русское Географическое общество и другие.
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО