Всего в программе гостей фестиваля в путешествии по снам ожидали 39 объектов, однако общее число экспонатов, приготовленных организаторами, близилось к сотне. Фестиваль в этом году включает две части: программа мероприятия, которую организаторы разрабатывали совместно с художниками, и конкурс световых инсталляций, в котором было представлено 14 работ конкурсантов-финалистов. Каждый объект – совершено уникальная история. Между собой инсталляции связаны сказочными персонажами, которые, по словам организаторов, дополняют тему сновидений.
«Территория парка удивительна и во многом сама диктует тему. Этот парк как будто создан для сновидений. В нем есть и замок, и озера, и пруды и лабиринты. Кроме того, каждый из нас видит сны, сниться нам может все, что угодно, поэтому эта тема не ограничивает фантазию художника, но при этом задает некий вектор, некую призму, через которую можно смотреть на привычные объекты парка. Зрители встретят в парке сны о любви, о судьбе, об искусстве и многом другом», – рассказывает организатор фестиваля Ольга Оршанская.
Ольга Оршанская, на счету которой организация фестиваля уличных театров на Елагином острове и ряд других крупных мероприятий, стала руководителем и организатором «Ночи света» в Гатчине. По словам Ольги, заявки на участие в конкурсе экспертное жюри стало рассматривать уже в марте, тогда же стали готовиться конкурсанты. Несмотря на то, что программа фестиваля была разработана за два месяца до события, все инсталляции устанавливались за несколько дней до мероприятия.
«Парк – очень сложная структура: здесь каждое дерево, каждая травинка важны и существенны. Мы не должны вступать в конфликт с тем пространством, где находимся. Оно все же доминирует, его важно учитывать и беречь. С другой стороны, тут ходят люди, и важно сделать так, чтобы их прогулка была комфортной и наполнена красотой», – поделилась Ольга Оршанская.
Какие сны могли увидеть посетители на территории Гатчинского парка? Перемещаясь по парковым дорожкам, гости фестиваля могли посчитать овечек перед сном, услышать, о чем говорит «Небесный рупор», ощутить себя лунатиками на одноименном мосту, увидеть «Сны о пионерском детстве», попасть в «Кротовую нору» или на «Остров Эрос», пережить ночные кошмары.
К слову, о страшных сновидениях позаботился Университет ИТМО, который вне конкурсной программы представил проект FOBOS, олицетворяющий человеческие страхи. Здесь перед зрителем предстал водный лабиринт, населенный странными биоморфными существами. Такое случается во сне, когда сквозь одни образы проступают другие, все предметы оказываются не тем, чем кажутся, а ощущение неведомой опасности невозможно преодолеть.
«Мы взяли славянские мифы о блуждающих огнях, об утопленниках и создали неявные образы, которые напоминают об этом. Мы придумали историю про духов, которые живут в воде, поселились на этом острове, а потом огонь их уничтожает. Мы используем несколько стихий – вода, ветер и огонь. Наша цель – не напугать зрителей, но отослать к тем страхам, которые преследуют нас с детства. Всегда боишься чего-то неопознанного, того, что нельзя назвать, потому что, если назовешь, это перестает быть страшным», – поделился преподаватель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО Илья Смилга.
Некоторые произведения художников меняли форму и даже смысл в процессе. Так, инсталляцией вне конкурсной программы, привлекающей внимание зрителей на протяжении всей ночи, стал проект «Сон о действительном конце русского авангарда» – здесь инсталляция создавалась во время перфоманса. По задумке авторов, артисты монтируют инсталляцию всю ночь и завершают свою работу к окончанию мероприятия. В «болоте классицизма» (в его роли выступил местный пруд) возводится тотальная фигура прогресса и модерна, внутри которой Даниил Хармс, находящийся в «лодке современности», под руководством Казимира Малевича, пытается ее остановить. Несколько актеров, передвигаясь под экспериментальную музыку в воде и за ее пределами, «заматывают» пространство над прудом множеством веревок.
«Художник по свету в театре играет роль помощника режиссера, художник по свету в больших шоу помогает продюсеру этого шоу или артисту, который выступает на сцене. “Ночь света в Гатчине” же – это история о том, как свет становится главным инструментом и главным действующим лицом. И художник, который создает световую работу, творит не по техническому заданию, а свободно, по своей воле. Суть фестиваля – в этой свободе и в том, что свет – великая и мощная сила, которая может развиваться и создавать настроение и атмосферу», – поделилась Ольга Оршанская.
Художник Илья Вереск предложил зрителям стать свидетелями истории о несчастной любви. «Сон Ильи Вереска, случившийся с ним в ночь объяснений с его музой – Анной Алексеевной Булгаковой» вошел в конкурсную программу. Инсталляция выполнена в виде гигантских рук, захватывающих остров. Ключевая часть проекта – ледяное сердце в горячей руке, которое только на первый взгляд ледяное. По словам художника, оно может и не растаять, если это не лед, а горный хрусталь. Камень он и есть камень. Красив, но безжизненен.
Другой работой, приковавшей внимание гостей Гатчинского парка, стал «Остров забвения», где время остановилось для его обитателей. Только Император в задумчивости ходит сквозь ряды придворных, замерших на столетия. По задумке авторов инсталляции, герой не находит покоя, так как ищет решение одной головоломки, решить которую не успел.
Кульминацией «Ночи света» стал мультимедийный спектакль «Соната снов» на фасаде Гатчинского дворца и фейерверк над акваторией Белого озера.
Световые инсталляции конкурсной программы оцениваются как экспертным жюри, так и онлайн-голосованием зрителей. Победителей конкурса организаторы объявят в октябре на международной научно-практической конференции «Световой дизайн–2017», которую проводит Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО. В рамках конференции организаторы презентуют фестиваль, его программу и наградят финалистов конкурса световых инсталляций. Победителю достанется денежный приз.