По словам организаторов, фестиваль с каждым годом стремится увеличить количество дней мероприятия и приблизиться по длительности к европейским фестивалям. Например, фестивали света в Финляндии и Голландии длятся от пяти дней до месяца и привлекают миллионы туристов со всего мира. География участников продолжает расширяться — в этом году кураторы фестиваля рассмотрели заявки из семи стран, среди которых — Бразилия, Португалия, Италия, Россия, Беларусь, Германия и Финляндия. До финала дошли только 24 работы. В этом году темой фестиваля «Ночь света» стали парадоксы — их участники фестиваля воплощали в своих инсталляциях.

«Важно, чтобы тема пробуждала фантазию и не давала жестких границ. Перебирая множество тем, я стала размышлять, что является мотивом для творчества, моментом, когда люди начинают прорывать свои шаблоны. Когда мы встречаем нечто парадоксальное, мы начинаем понимать, что жизнь устроена не так, как мы придумали. Парадокс это стимул к творческой идее. Представленные на фестивале работы получились очень разными: кто-то взял известные парадоксы, например, парадокс Шредингера или обыграл историю с курицей и яйцом, а кто-то размышлял на более отвлеченные темы, похожих работ не было. Дело в том, что тема парадокса, как и прошлогодняя тема сновидений, безгранична», — объяснила организатор фестиваля Ольга Аршанская.

Ольга Аршанская
Ольга Аршанская

Российские и зарубежные художники и дизайнеры готовились к фестивалю целый год и в результате представили более трех с половиной десятков инсталляций. Чтобы увидеть все работы, зрителю потребовалось несколько часов. Представители русского инженерного театра АХЕ Вадим Гололобов, Ник Хамов и Юрий Галкин развернули под открытым небом целую лабораторию доктора Фауста, каждый объект которой кинетический и действует по определённым законам. Ник Хамов и Юрий Галкин представили инсталляцию с элементами перформанса — «Фауст 3.2 LABOR», а Вадим Гололобов совместно с художником Алёной Коган и инженером оптических геометрий и зеркальных парадоксов Сергеем Карловым показали серию инсталляционно-световых сцен под названием «Снятие культурного слоя». В прошлом году перформативная инсталляция Алёны Коган и Вадима Гололобова «Сон о действительном конце русского авангарда» стала фаворитом аудитории.

Художницы из Казани обратились к теме знаменитого эксперимента, который вошел в историю под названием «Кот Шредингера». Идея создателей инсталляции — визуально воплотить мысленный эксперимент Эрвина Шрёдингера. Любой желающий смог побыть квантовым котом в ящике, то есть живым и мертвым одновременно.

«Ночь света» в Гатчине. Автор: Светлана Дегтярева
«Ночь света» в Гатчине. Автор: Светлана Дегтярева

«Здесь демонстрируется современное искусство, которое, с одной стороны, передовое, но в это же время рассчитано на массовое употребление. Фестиваль света это не галерейный формат, когда арт-объекты выставляются для ста ценителей и знатоков. Нам интересно донести проявления современного искусства до многотысячной аудитории. Надо помнить, что очень силен эмоциональный компонент световых инсталляций большое количество посетителей фестиваля никогда бы не пошли в галерею, поэтому миссия ивента еще и приобщить широкий социальный срез к современному искусству», — комментирует Ольга Аршанская.

В международной программе фестиваля также были представлены результаты социально-культурного проекта Lantern Park, реализуемого в партнерстве с фестивалем света LUX HELSINKI. В рамках серии мастер-классов с куратором Миа Кивинен из Хельсинки студенты, школьники, пенсионеры, волонтеры и журналисты создали 100 уникальных светильников, которые украсили остров Любви. Здесь под причудливой формы фонарями прошли самые романтичные прогулки в парке. Во второй день «Ночи света» гости увидели главное событие фестиваля — мультимедийное светопиротехническое шоу «На линии горизонта» с использованием огня, воды, сюрреалистических картин, живой музыки и фейерверка.

«Ночь света» в Гатчине. Автор: Светлана Дегтярева
«Ночь света» в Гатчине. Автор: Светлана Дегтярева

«Гатчинский парк сложный и прекрасный одновременно, мы должны учитывать не только ландшафт, но и относиться с пиететом к каждому дереву и поляне. Какие-то локации лучше вовсе не трогать, с другими необходимо работать особым образом. Именно поэтому при подготовке к фестивалю мы активно взаимодействуем с музейными работниками. С каждым годом мы углубляем взаимодействие с теми, кто оберегает и сохраняет парк. При организации массового мероприятия в музее-заповеднике всегда есть диалектическое противоречие между организаторами события и людьми, находящимися на территории постоянно. Цель первых привести как можно больше людей на мероприятие, которые оставят след на территории, а миссия работников сохранить территорию неповрежденной. Всегда важно найти компромисс. В этом году нам удалось работать с сотрудниками Гатчинского музея в коллаборации, с каждым годом мы достигаем все большего взаимопонимания», — сказала Ольга Аршанская.

Ровно в полночь над Белым озером разорвались пиротехнические снаряды. Зрелище гости смогли понаблюдать с нескольких смотровых площадок. Следить за шоу, а также изучать творчество художников вместе с гостями могли члены жюри, в состав которых вошли известные деятели культуры и искусства, представители культурных институтов, профессионалы в области светодизайна. Среди них: Глеб Фильштинский, Евгений Ганзбург, Вадим Гололобов, светодизайнеры Наталья Быстрянцева, Василий Тарасенко, Ульяна Виноградова. Международное профсообщество представляли куратор и художественный руководитель фестиваля LUX HELSINKI Илкка Палониеми (Ilkka Paloniemi).

«Ночь света» в Гатчине. Автор: Светлана Дегтярева
«Ночь света» в Гатчине. Автор: Светлана Дегтярева

Эксперты выбрали победителя, которому в сентябре на Новой сцене Александринского театра вручат дизайнерскую статуэтку фестиваля и денежный приз в размере ста тысяч рублей.