Главные площадки проектов гражданской науки

Самой популярной и постоянно растущей площадкой гражданских проектов стал Zooniverse, выросший на базе интернет-проекта по классификации различных типов галактик. Сейчас на сайте около ста активных проектов, а число участников уже давно перевалило за миллион. Целый ряд научных открытий был совершен именно активистами площадками: например, в 2009 году был официально выделен новый тип галактик Pea galaxy, был открыт новый астрономический объект в созвездии Малый Лев, а также экзопланета в созвездии Лебедя и планетарная система в созвездии Водолея.

Начавшийся как проект космических исследований, сейчас сайт предоставляет доступ к научным проектам любой направленности: от ботаники и генетики до археологии и криминалистики.

Еще один популярный агрегатор — SciStarter — аффилирован с Университетом штата Аризона, сотрудники которого и создали его как удобный инструмент для создания и модерирования проектов гражданской науки. Сейчас в базе более тысячи зарегистрированных проверенных проектов, а также мероприятий, связанных с добровольными исследованиями.

Источник: shutterstock.com

Приложения и проекты для любителей природы

Пожалуй, больше всего проектов гражданской науки связаны с наблюдениями и классификацией всего биомного разнообразия нашей планеты. Так, приложение iNaturalist, в котором пользователи ведут базу фотографий и сведений о растениях, животных и насекомых, насчитывает более одного миллиона 200 тысяч зарегистрированных пользователей, которые помогли собрать данные о 250 тысячах видов. Такая популярность связана с удобным интерфейсом приложения и элементами геймификации. Отдельная версия приложения — Seek — построена на системе бейджей и достижений, которые выдаются за фотографирование новых растений и насекомых — совсем как в PokemonGo.

iNaturalist является совместной инициативой Калифорнийской академии наук и Национального географического общества, а собранные пользователями сведения отправляются в репозитории научных данных, например, Global Biodiversity Information Facility, где к ним получают доступ ученые со всего мира.

iNaturalist. Источник: inaturalist.org

В период карантина, когда выезд на природу несколько затруднителен, команда iNaturalist предлагает обратить внимание на тех, кто всегда под ногами. В проекте Never Home Alone: The Wild Life of Homes нужно фотографировать насекомых у вас дома, подробный гид по ним прилагается. Другой вариант, чем можно заняться, — это заполнить карточки с данными о видах или помочь другим пользователям идентифицировать неизвестный им объект природы.

Похожий проект, но сосредоточенный исключительно на птицах, это eBird. Создан он был в 2002 году Орнитологической лабораторией Корнеллского университета в Итаке, штат Нью-Йорк. Сейчас eBird является одним из самых быстрорастущих проектов гражданской науки: по словам создателей, количество внесенных пользователями наблюдений каждый год увеличивается на 100 миллионов.

Для любителей ботаники тоже есть приложение — это Pl@ntNet, в него можно загружать как домашние декоративные, так и дикие растения. Приложение позволяет легко найти название и описание растения в обширной базе, а включенная геолокация помогает исследователям составить представление о всем разнообразии биома в определенной местности.

eBird. Источник: ebird.org

Множество проектов по наблюдению за животными сейчас активны на Zooniverse: можно заняться наблюдениями за обезьянками в проекте Chimp&See, считать морских львов и котиков на маленьком острове Аньо Нуэво на северном побережье Калифорнии или идентифицировать животных, снятых камерами ночного видения в Национальном парке Лопе в центральном Габоне. Любителям сложных задач понравится проект Отагского университета в Данидине, Новая Зеландия, в котором нужно попытаться разглядеть ящерок на фоне мшистых камней.

Практически симуляция работы сотрудника лаборатории представлена в проекте Rodent Little Brother: Secret Lives of Mice — участникам необходимо наблюдать и анализировать поведение мышей, снятых скрытой камерой в Институте Харвелла.

Penguin Watch. Источник: zooniverse.org

Почувствовать себя полярником можно в Penguin Watch: работа состоит в подсчете пингвинов на фотографиях, снятых в течение 10 лет наблюдений сотрудниками и студентами Оксфордского университета.

Есть и проекты для любителей порассматривать изображения в микроскопе. В Etch A Cell нужно правильно указать расположение митохондрии в клетке. В Fossil Atmospheres — сравнивать клетки современных и древних экземпляров растений семейства Гинкго, это делается для того, чтобы отследить изменение климата и концентрации углекислого газа в атмосфере в ретроспективе.

Климатические и метеорологические наблюдения

Источник: shutterstock.com

Мониторинг изменения климата, качества воздуха и воды — важнейшая часть гражданской науки, большая часть ценной информации исследователями собирается именно через краудсорсинг.

Самый известный и популярный проект называется iSeeChange, в нем пользователи со всего мира фиксируют свои наблюдения за изменениями погоды в течение нескольких лет. Благодаря огромной базе записей можно сравнить, как определенная местность выглядела год или несколько лет назад и как выглядит сейчас. Проект поддерживается NASA и NOAA (Национальным управлением океанических и атмосферных исследований) — отчеты пользователей синхронизируются с данными спутников и наблюдениями климатологов, что позволяет с наибольшей точностью отслеживать изменение климата в разных местах планеты.

Еще один поддерживаемый NASA проект — это GLOBE Observer. В приложении есть четыре вида активности: можно фотографировать и классифицировать облака (но сначала вас научат различать все десятки их видов), отслеживать рост деревьев, фотографировать поля и фиксировать места обитания москитов.

My Sky at Night. Источник: myskyatnight.com

Приложения Globe at Night и Loss of the Night собирают данные о световом загрязнении. Определяется это очень просто: приложение спрашивает, видите ли вы ночью определенное созвездие или нет. Все данные публикуются на сайте My Sky at Night, который агрегирует информацию сразу из нескольких источников.

Еще один способ следить за экологией предлагает приложение EyeOnWater. Пользователей просят сфотографировать и определить цвет воды в ближайшем крупном водоеме, что позволяет следить за уровнем загрязнения не только воды, но и воздуха, и помогает определять экологическую ситуацию в целом. Проект поддерживается Программой Евросоюза по исследованиям и технологическому развитию, а все данные, загруженные пользователями, автоматически пересылаются в базу GEOSS (Глобальной системы наблюдения за планетой Земля), доступ к которой могут получить как ученые, так и политики и широкая общественность в целом.

Космические исследования

Источник: shutterstock.com

Собственно, с космических исследований и начался тренд на гражданские онлайн-проекты и в целом демократизацию научных исследований. Невероятный успех Galaxy Zoo доказал, что научные открытия и прорывы могут совершать обычные люди, профессионально не связанные с наукой.

Первый проект начался еще в 2007 году и после этого много раз перезапускался и трансформировался. Сейчас, например, активны сразу несколько направлений: классический вариант Galaxy Zoo, в котором нужно классифицировать галактики по их форме, Radio Galaxy Zoo: LOFAR, в котором нужно искать признаки черных дыр и зарождающихся галактик по данным радиоанализа и Galaxy Zoo: Clump Scout, в котором надо искать именно массивные, молодые галактики с фотографий телескопа Хаббл. А еще всем этим теперь можно заниматься прямо с телефона.

Galaxy Zoo: Clump Scout. Источник: zooniverse.org

Из других заметных проектов: Backyard Worlds: Planet 9, запущенный при поддержке NASA, в котором нужно правильно отличить реальные космические объекты от артефактов на изображениях, полученных с инфракрасного телескопа WISE — он снимает самый край Солнечной системы. Название намекает на то, что кто-то из участников может стать первооткрывателем той самой Девятой планеты, о которой сейчас так много говорят.

Planet Four предлагает погрузиться в изучение климата на южном полюсе Марса, а Hubble Asteroid Hunter — на поиске новых астероидов.

Проекты в области медицины

The COVID-19 Citizen Science Project. Источник: covid19.eurekaplatform.org

Сейчас вся медицина сосредоточена на решении главной проблемы — и вы тоже можете внести свой вклад. Один из глобальных проектов — The COVID-19 Citizen Science Project от Калифорнийского университета и площадки гражданских исследований Eureka. Его цель — отслеживать и изучать распространение вируса, чтобы предотвратить подобные эпидемии в будущем. От добровольцев требуется заполнить короткую форму, а затем ежедневно отмечать свои симптомы и перемещения.

Проект был создан теми же специалистами, которые проводят долгосрочное исследование заболеваний сердца Health eHeart Study — в нем участникам предлагается заполнить объемную форму, ответив на вопросы об образе жизни, вредных привычках, уровне физической активности, хронических заболеваниях и так далее. Затем проект будет напоминать о себе раз в полгода — чтобы уточнить, поменялось ли что-то в вашем образе жизни и самочувствии.

Международная организация «Кокрейновское сотрудничество» ставит своей целью бороться с антинаучными и бездоказательными медицинскими исследованиями. На сайте проекта Cochrane Crowd любой желающий, даже не обладающий медицинскими знаниями, может помочь в анализе огромной базы опубликованных научных работ — их нужно рассортировать по принципу: было ли исследование рандомизированным, контролируемым тестом или квазиэкспериментом.

Игры

Quantum Moves. Источник: apkpure.com

Геймификация всего и вся — это тренд последнего десятилетия. Не осталась в стороне и наука — теперь помогать в разработке квантового компьютера, исследовать нейроны или математически решать теорию хаоса можно просто играя в игры.

По такому пути пошла команда проекта ScienceAtHome, основанного сотрудниками кафедры физики и астрономии Орхусского университета в Дании. Изначальной идеей было привлечь добровольцев для помощи в исследовании свойств квантов — для создания будущего квантового компьютера. В самой первой игре, Quantum Moves нужно было попытаться определить расположение кванта в специальной ловушке — все данные, оставленные пользователями, были применены в научном исследовании. Следующая игра, Alice Framework, позволяла рядовым пользователям дистанционно управлять манипулятором-ловушкой в лаборатории кафедры.

Alice Framework. Источник: scienceathome.org

После успеха первого проекта, создатели решили сделать полноценную площадку, объединяющую научные игры по физике, математике и когнитивистике.

Другие популярные игры связаны с исследованием мозга. Так, проект Stall Catchers помогает ученым из Корнелльского университета исследовать болезнь Альцгеймера. Игрокам нужно находить закупорки в кровеносной системе мозга мышей — это считается одной из причин развития болезни. У игры уже есть более 11 тысячи пользователей — как говорят создатели, такое количество людей может выполнить недельную работу лаборатории всего лишь за один час.

EyeWire. Источник: eyewire.org

Еще один проект, связанный с изучением нейронов, это EyeWire, посвященный исследованию сетчатки глаза. Проект был создан в результате кооперации между Массачусетским технологическом институтом (MIT) и Институтом медицинских исследований Общества Макса Планка. Цель проекта — создать карту связей между нейронами в сетчатке и построить их трехмерную реконструкцию. Именно последним и занимаются добровольцы — на основе двухмерного среза они простраивают объемную 3D модель. Процесс игры довольно увлекательный, несложный и очень красивый.

Стоят упоминания и две игры из области молекулярной биологии и генетики: в NOVA RNA Lab вам предлагают поиграть в генного инженера, а в Foldit — заняться моделированием фолдинга белка.