Зачем нужна контрольная «Что и требовалось доказать»?
Стоит начать с того, что мы повсеместно используем математику для решения бытовых задач: когда считаем цены в магазине, количество плитки для ванной, проценты по кредитам и многое другое. При этом нет проектов, которые бы математику популяризировали, поэтому остается стереотип, что это скучная, неинтересная и далекая от жизни наука. Мы убеждены, что это не так, и нашей контрольной мы показываем, что математика — это про жизнь, это занимательно. Она учит мыслить логически, рассуждать и делать выводы. Те навыки, которые появляются при занятиях математикой, помогают лучше понимать этот мир. Мы хотим показать это как можно большему количеству людей. Кроме того, математика — основа всех сервисов «Яндекса», да и IT-структуры в целом. Мы, как никто другой, заинтересованы, чтобы этой науке уделялось больше внимания, чтобы она развивалась, чтобы школьники и студенты стремились знать ее лучше.
Если проводить аналогии с «Тотальным диктантом», то с ним мне все более-менее очевидно: щеголять грамотностью — модно, а grammar nazi — это образ жизни. Но есть ли массовый запрос на проверку своих математических способностей? И, кстати, насколько корректно сравнивать «Что и требовалось доказать» с «Тотальным диктантом»?
«Тотальный диктант» — большие молодцы, они делают нужную работу по продвижению языка и грамотности, привлекая внимание к этой проблеме. Мы уже много лет их поддерживаем, офисы «Яндекса» во многих городах становились площадкой для проведения диктанта — в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске. Мне кажется, никаких противоречий тут нет — мы делаем одно дело, развиваем интерес к двум базовым наукам.
Про моду на математику как таковую говорить, конечно, странно, однако кто же откажется от возможности считаться сообразительным. А ведь в основе этого качества лежит именно логика и умение делать выводы. Сейчас многие играют в квесты в реальной жизни, где нужно найти выход из комнаты, решив несколько логических задач. Математическая задача — это такой же квест: участники ЧТД принимают вызов, напрягают мозг и в финале испытывают удовольствие от победы. Так что целевой запрос, безусловно, есть.
Авторы записи в блоге Яндекса пишут, что задачи «будут по силам даже убежденным гуманитариям», в то время как составители ЕГЭ сетуют, что они чересчур сложные. Так какой уровень подготовки должен быть у участников?
Задачи рассчитаны на людей с базовыми знаниями математики. В рамках ЧТД у нас есть два вида задач — те, что сейчас выложены на сайте в качестве тестовой версии контрольной, и та работа, которую будут решать участники 12 марта. Для тестовой части некоторые задачи подготовили вузы, остальные составляли привлеченные математики и аналитики «Яндекса». Для всех задач главное требование состояло в том, чтобы для их успешного решения специфические знания были не нужны. Это все школьная программа, с заданием способны справиться люди самого разного возраста — от школьников до пенсионеров. При этом мы не ставили жесткие рамки: допустим, программу седьмого класса мы берем, а девятого — ни в коем случае. Все задачи мы многократно проверили, оценили и обсудили. Поверьте, сложные формулы вам не пригодятся, только логика и базовые знания.
Среди тестовых задач, которые выложены на сайте ЧТД, одна посвящена касалеткам — относительно малоизвестному мему, а другая — платью, которое то ли черно-синее, то ли бело-золотое. Задания специально пишутся «под молодежь»? Может быть, вы еще работаете над другими способами популяризации математики?
Нам хотелось сделать задачи интересными. Использование мемов — один из способов. Согласитесь, решать задачи про условные яблоки не так весело, как про платье. Кроме того, мы ищем и более интересные форматы продвижения проекта. Мы будем смотреть, как развивается ЧТД, как реагируют вузы. Не исключено, что что-то новое может родиться в партнерстве.
К слову, ЧТД — далеко не единственный проект «Яндекса» в сотрудничестве с вузами. IT-отрасль быстро развивается, поэтому образовательные проекты, инициированные крупными компаниями, очень важны для сферы. У нас есть программы самых разных уровней: от лекций для школьников до системы поддержки научных работ, которые сотрудники публикуют, уже работая в «Яндексе». Все наши образовательные программы бесплатны. У разных инициатив разные акценты, но все они ориентированы на то, чтобы дополнять знания учеников практическим опытом. Самый известный образовательный проект «Яндекса» — Школа анализа данных. Она представляет собой бесплатные двухгодичные курсы для студентов-старшекурсников, где готовят специалистов в области анализа данных и извлечения информации из интернета.
Но если образовательные проекты направлены на донесение знаний, а различные хакатоны, митапы и прочие «IT-тусовки» — на повышение профессионализма, то ЧТД — это проект еще и про любовь, про нашу любовь к математике. Любому человеку стоит иногда остановиться, присесть и порешать математические задачки. Это позволяет привести голову в порядок, вырваться из суеты — такую возможность мы и хотим предоставить.
На ЧТД-2015 почти половина написавших получила неудовлетворительные оценки, и в связи с этим название контрольной выглядело достаточно забавно. А как, по вашему мнению, пройдет контрольная в этом году?
Делать прогнозы сложно. Нередко участники ошибаются не из-за того, что не умеют решать, а из-за невнимательности: просто привыкли жить в спешке и с задачами стараются расквитаться как можно быстрее. Надеюсь, в этом году они будут внимательнее относиться к заданиям, более вдумчиво решать, и средний балл будет выше. Вы, наверное, первый, кто увидел в названии черный юмор, на самом деле его здесь нет. Мы не ставим себе задачу проверить знания, выставить оценку. Наоборот, мы хотим, чтобы тот, кто в прошлом году написал контрольную плохо, в этом году пришел снова и написал ее лучше. Чтобы люди приходили на оффлайн-площадки ЧТД с друзьями и близкими, участвовали в таких акциях постоянно и росли над собой. Есть много популярных цитат о том, что математика — это гимнастика для ума. Мы абсолютно с этим согласны: она помогает видеть мир более структурированно, учит рассуждать и делать выводы. Поэтому и надо решать задачи.
Уже можно оценить, насколько ЧТД эффективен как популяризаторский проект?
Популяризация науки — это, конечно, итог не разовой акции, для ощутимых результатов нужно время. В прошлом году у нас было 12,5 тысяч участников, в этом году, надеюсь, будет не меньше. Мы продолжаем прикладывать усилия и привлекать к проекту новые вузы. Когда мы в конце февраля объявили список вузов-партнеров (кроме Университета ИТМО, туда входят еще двенадцать), нам поступили запросы еще от нескольких университетов, которые тоже захотели принять у себя ЧТД. Очевидно, что есть интерес и со стороны пользователей. Многие приходят на сайт решать тестовые задания, хотя, к сожалению, до кнопки «Проверить» добираются не все. Как бы то ни было, мы намерены продолжать свою работу и рассказывать людям, что математика — это не только полезно, но и увлекательно.