Изначально мероприятие рассматривалось как завершающее событие образовательных курсов для представителей вузов Санкт-Петербурга «Подготовка технологических брокеров: специалистов по развитию взаимоотношений между промышленностью и научными коллективами». Курсы стартовали в начале ноября 2014 года, инициаторами их проведения стали Университет ИТМО, Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) и ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). Но за время реализации проекта стало понятно, что тема технологического брокерства является остроактуальной. Поэтому организаторы решили продолжить ее обсуждение: в будущем году планируется провести почти десяток различных мероприятий.
«Образовательные курсы прошли очень успешно, мы увидели, что интерес у слушателей большой, – отмечает Александр Биккулов, начальник отдела содействия проектной деятельности подразделений Университета ИТМО, координатор серии семинаров. – Ведь до этого ни у нас, ни у наших «учеников» не хватало понимания, что при желании реализовывать технологические и научные проекты и работать в индустрии не обязательно заниматься созданием стартапов или мелким предпринимательством. Можно успешно сотрудничать с бизнесом, оставаясь в вузе. Но для того, чтобы такое партнерство стало эффективным, нужны люди, которые готовы и умеют работать с предприятиями, представляя интересы вузов и авторов разработок».
О роли технологических брокеров в процессе интеграции исследований и разработок, механизмах внедрения инноваций в производство, трансфере технологий, развитии образовательных программ для техноброкеров в рамках пленарной сессии и дискуссии говорили представители технологических платформ, университетов, IT-индустрии, специалисты в области интеграции телекоммуникационных технологий, а также приглашенные технологические брокеры международного уровня. В их числе Ричард Дибро, менеджер стратегической группы знаний GmbH (SKGROUP) (Швейцария). Свое выступление он начал с замечания, что ни в одной из предыдущих презентаций не прозвучало слово «клиент». А ведь в первую очередь необходимо думать о нашем клиенте, потому что именно он является конечным пользователем и, соответственно, источником дохода.
«Если мы смотрим на весь процесс с точки зрения бизнеса, то главное, что мы хотим получить в итоге – это деньги, – рассуждает он. – А кто эти деньги платит? Не технология, не продукт, не разработка. Деньги платит клиент. Поэтому технологический брокер должен понимать, где находится платежеспособный клиент, а где разработчик, готовый предоставить проект, удовлетворяющий клиента. Кроме этого, в задачи техноброкера входит умение убедить авторов разработки модифицировать проект под потребности клиента и при необходимости найти сторонних помощников, чтобы в итоге получился продукт, за который клиент будет готов заплатить».
По мнению Ричарда Дибро, в процессе международного брокерства необходимо учитывать менталитет и культуру разных стран.
Множеством полезных и практичных советов поделились с участниками круглого стола и другие приглашенные российские и международные эксперты.
«Помимо курсов, которые мы планируем продолжать, весной 2015 года, желающие смогут посетить школу-интенсив по теме технологического брокерства. Затем в течение года мы хотим организовать еще серию мероприятий. Это решение созрело у нас в процессе проведения курсов для технологических брокеров, его поддержали и наши коллеги», – рассказывает Александр Биккулов.
Среди запланированных мероприятий и DemoDay. Это достаточно распространенный и уже зарекомендовавший себя формат для презентации стартапов потенциальным инвесторам, представителям крупных компаний. В целом, концепция мероприятия, которое состоится весной следующего года, мало чем отличается от принятой. Только вместо проектов малых предприятий на нем будут представлены академические и технологические разработки различных университетов города. 16 декабря состоялась первая организационная встреча участников DemoDay. Они согласовали план работы до весны 2015 года: составили список разработок, определили потенциальных участников, спрогнозировали возможные результаты.
«В настоящий момент мы стараемся добиться большей поддержки вуза со стороны индустрии, – комментирует Нина Яныкина, начальник Управления инновационной деятельности Университета ИТМО. – Для нас является очень важным взаимодействие университета с бизнес-сообществом как в проведении научных исследований, так и в образовании. Кроме того, у нас пока отсутствует широкое взаимодействие с зарубежными компаниями, эти контакты также необходимо налаживать».
16 декабря состоялось подписание соглашения между Университетом ИТМО и компанией «Неотех». Компания обладает большим опытом в работе с технологическими стартапами и проектами, а также в выстраивании взаимодействия между разработчиками и индустрией. Подписанное соглашение, по мнению Нины Яныкиной, свидетельствует о заинтересованности Университета ИТМО и компании «Неотех» в поддержке технологического брокерства и инновационного развития как регионов, так и страны в целом.
Пресс-служба Университета ИТМО