В заседании приняли участие: Владимир Кириллов, вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за вопросы науки, образования, культуры и спорта, а также Андрей Максимов, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга.
Встречу открыл Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, обозначив основные вопросы повестки дня: подведение итогов уходящего года, а также обсуждение главных вызовов, стоящих перед высшей школой города и страны.
«Сегодня хотелось бы обойтись без докладов, а провести собрание в форме круглого стола, чтобы каждый мог высказаться свое мнение о том, какие он видит проблемы в области высшего образования, и способах их решения», – сказал Владимир Васильев.
Одной из тем обсуждения стали результаты заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности высших учебных заведений. Среди положительных изменений, как подчеркнули присутствующие, – исключение из перечня критериев оценки инфраструктуры. Этот критерий отражал общую площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента, количество персональных компьютеров, учебного оборудования и так далее. Вместо него в 2015 году будет учитываться уровень средней заработной платы преподавателей.Ко всем реформам, проводимым в системе высшего образования, необходимо относиться взвешенно. Такую точку зрения высказал Александр Запесоцкий, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Сегодняшние изменения обусловлены требованиями времени, экономическими или политическими условиями. В большинстве своем перемены неизбежны и имеют положительные результаты, но все решения должны приниматься совместно с участниками образовательного процесса, а не только на правительственном уровне.
Кроме того, руководители вузов Санкт-Петербурга обсудили проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи, организации досуга среди студентов, формирование у молодого поколения таких качеств, как толерантность, патриотизм, заинтересованность в общественно-полезной деятельности. Это – не менее важная часть образовательного процесса, чем профессиональная подготовка молодых специалистов. Ведь университеты готовят не просто экспертов или корпоративных работников, а неравнодушных и активных граждан, проявляющих интерес к общественной жизни.
«Мне кажется, что мы ослабили влияние на процесс общего культурного развития студентов, – поделился Александр Запесоцкий. – Нам всем, как руководителям высших учебных заведений, необходимо больше внимания уделять культурно-досуговой составляющей учебного процесса. А также самим участвовать в проводимых мероприятиях. Необходимо общаться со студентами, чтобы знать, что их волнует».
Острая дискуссия возникла между членами президиума Совета ректоров и при обсуждении задач, стоящих перед вузами в вопросах подготовки будущих инженеров. Какие компетенции специалистов будут восстребованы в индустрии и бизнесе в ближайшее время, что необходимо изменить в учебных планах? Стоит ли обучать инженеров адресно, для конкретных отраслей, или продолжать обучение в том же общем потоке, какое существует сейчас.
С заключительным словом выступил Андрей Максимов, заверив представителей вузов, что со стороны правительства Санкт-Петербурга они всегда могут рассчитывать на поддержку и сотрудничество.
Пресс-служба Университета ИТМО