Географические информационные системы (ГИС) пользовательского уровня появились еще в конце 1980-х годов. Сейчас такие системы умещаются в смартфонах в виде мобильных приложений и помогают в ориентации по городу, уведомляя о ближайших музеях, памятниках и других достопримечательностях. Однако сотрудники кафедры ГИС Университета ИТМО шагнули дальше, создав многофункциональный геоинформационный комплекс. Его концепция объединяет системы анализа, сбора, синтеза пространственных данных и их визуализации в двухмерном и трехмерном форматах.
В комплекс входят база геоданных о местности с возможностью ее обновления и построенные на различных платформах мобильные консоли, использующие веб-технологии, которые позволяют комплексу иметь сетевые версии и организовывать оперативный мониторинг местности.
Такая сложная «начинка» комплекса значительно расширяет область его применения, не зацикливаясь на решении какой-либо одной задачи.
«Этот комплекс может облегчить и повысить эффективность работы большинства городских ведомств, – рассказывает сотрудник кафедры ГИС Андрей Карманов. – Развитие туризма, строительство, решение имущественных конфликтов, предотвращение природных и техногенных катастроф и многое другое — далеко не полный перечень сфер его применения. Все началось с того, что в 2007 году «РЖД» поручили нам спроектировать и внедрить геоинформационную модель местности для мониторинга строительства железной дороги для Олимпийских игр в Сочи. Я ездил фотографировать текстуры местности в Сочи, чтобы получить максимально приближенную к оригиналу модель, проводил интервью с руководством и сотрудниками строительства. Мы работали с проектными документами и базой пространственных географических данных, использовали специально созданные беспилотные летательные аппараты, которые дистанционно зондировали местность. И уже через два месяца создали прототип».
Через несколько лет работы получился «виртуальный Сочи» – векторный геоинформационный комплекс с высокой степенью детализации. Такая геоинформационная модель помогает не только контролировать местность в реальном времени, но и заглядывать в будущее. Комплекс позволяет оперировать такими параметрами, как время суток, сезон, погодные условия, учет которых важен при решении строительных, проектировочных, транспортных задач.
«Если мы поставим вечернее время летом, то сможем посмотреть, в каком месте не хватает освещения. Это позволит грамотно спроектировать постановку уличного освещения и иллюминаций. Так же можно распознать местность, которая большую часть суток находится в тени. Эта информация может быть полезна для развития сельского хозяйства и эффективной посадки различных культур. Включение режима «туман» позволит спрогнозировать, какой скорости должен придерживаться водитель на дороге, чтобы не попасть в аварию. Как видите, это универсальная машина, которая уместна в пользовании различных городских структур», – продолжает Андрей Карманов.
Возможности геоинформационного комплекса уже заинтересовали правительство Санкт-Петербурга. Команда проекта работает с комитетом по градостроительству, главным художником города, комитетом по туризму. Часть дорожной магистрали, ведущей к Санкт-Петербургу, уже воплощена в виде геоинформационной модели.
Одна из ближайших целей сотрудников кафедры ГИС — заняться построением трехмерной модели Васильевского острова. Дополнить и интегрировать данные подземных и подводных сооружений, включая гидродинамические процессы.«Большинство крупных городов мира имеют качественную 3D-модель от Google, – делится Андрей Карманов. – Однако ни у Москвы, ни у Санкт-Петербурга ее нет. Если мы оперативно доведем эту работу до конца, уверен, правительство захочет расширить проект и на другие районы города».
Пресс-служба Университета ИТМО