Что делает город привлекательным, и для кого он должен быть таковым? Основатель агентства Creative Cities Эверт Верхаген ищет ответы на эти вопросы более 20 лет, переосмысляя функции бывших промышленных зон. Сделать парк из газовой фабрики в Амстердаме и культурный центр из скотобойни — для него обычное дело, ведь его цель – не разрушать старое и возводить новое, а подарить вторую жизнь существующим зданиям со своей историей.
«В мире и так слишком много новых архитектурных проектов, большинство из которых не слишком удачны, – считает голландский урбанист. – Зачем их плодить? У нас любят тратить миллиарды на постройку новых зданий, которые «выстрелят» один раз, а потом станут бесполезны. Красочный пример – Олимпийские игры. Каждый раз, строя новые стадионы и тратя огромные суммы на олимпийские городки, нам говорят: «Олимпиада после себя оставит большое наследие». И где оно? Как и кто его использует?».
По мнению Эверта Верхагена, человечество прошло не только эру аграрной экономики и индустриализации, но и перешагнуло через понятие «информационное общество» с его тотальной компьютеризацией. Теперь миром правят креативные индустрии. Творческие люди стали главной составляющей привлекательных для жизни и бизнеса городов. А ведущую роль в сохранении их креативного потенциала играют университеты, считает голландец.
«Города, где нет возможности получить хорошее высшее образование, как правило, не развиваются. Молодые люди предпочитают из таких мест уезжать, потому что им просто нечего там делать. Выигрывают города с хорошими вузами: здесь людей обучают, раскрывают их таланты и побуждают к креативности. Университеты – главные поставщики творческих людей, которые и меняют город. Однако отношение к образованию должно быть переосмыслено. В большинстве стран мира система образования, как и другие правительственные системы, запрограммирована на линейность, сшита по лекалам индустриального общества. Новые времена требуют более творческого подхода: нам нужно создавать места, которые нравятся людям, а не которые соответствуют правилам», – делится Эверт Верхаген.
Последние проекты, которыми занимается голландский урбанист, расположены в Москве и Амстердаме. В столице с представителями 50 округов Московской области он улучшал общественные пространства в небольших городах. Но, к сожалению, проект заморозили. Как отмечает лектор, это не является исключительно российской проблемой.
Лекция Эверта Верхагена «Urban transformation» стала первой в новом цикле образовательной программы «Вокруг стрит-арта» Музея уличного искусства. Объектом дискуссии становятся различные грани уличного искусства: архитектура, арт-критика, акционизм, урбанистика. Лекции проходили в Молодежном центре Эрмитажа, Институте истории СПбГУ, и на этот раз — в Школе городских трансформаций Университета ИТМО, с которой Музей уличного искусства сотрудничает впервые.«Вы можете сказать, что в Амстердаме кто угодно сможет разбить парк, а попробуйте-ка в Санкт-Петербурге. Поверьте, отношение к трансформациям везде одинаковое: денег нет, чиновники коррумпированы, изменений не хотят. Но, если вы хотите что-то менять, значит, прогресс будет. Нужно неустанно убеждать людей в своей правоте и переманивать их на свою сторону», – подводит итог урбанист.
«Выбор места во многом был продиктован темой лекции – «Городские трансформации». Но теперь, когда мы познакомились с ребятами из UTS, нам хотелось бы продолжать взаимодействие со школой, где развиваются идеи урбанистики», – делится планами координатор музея Ксения Пискунова.
Пресс-служба Университета ИТМО