Университет ИТМО, Европейский университет в Санкт-Петербурге и ОАО «РВК» проводят тренинги технологического брокерства не впервые: предыдущая серия курсов состоялась в 2014 году. Как отмечают организаторы курсов, проведенные тренинги – одни из первых в России. С исчезновением советских отраслевых НИИ исчезло важное звено между наукой и производством, и этот пробел до сих пор не заполнен, взаимодействие с индустрией зачастую ложится на плечи заведующих кафедр и деканов вузов, у которых зачастую нет на это времени. В то же время именно молодые ученые, аспиранты и магистранты, как показывает практика, наиболее заинтересованы и активны в поиске реального применения результатов своих научных исследований и результатов всего научного коллектива. До сих пор практически единственная ниша, которая предлагалась на этом пути молодежи – это создание малых инновационных компаний.
В то же время остаются вне поля внимания и другие не менее эффективные способы трансфера технологий, такие как выполнение по заказу индустрии договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, продажа вузом интеллектуальной собственности. Однако в России еще не до конца сформировалось понимание того, что для эффективного выполнения роли посредника между наукой и индустрией нужны специальные компетенции, образование и подготовка.
Ближе всего к институту технологического брокерства в России стоят Центры трансфера технологий, которые сейчас повсеместно открываются в вузах. «Но это не отменяет потребности сотрудника с подобными компетенциями на уровне факультета, лаборатории, кафедры, – рассказывает Ольга Бычкова, профессор госуправления ЕУСПб. –Технологический брокер должен быть специалистом в той сфере, в которой работает. Эти люди понимают научные разработки коллектива, и при этом имеют широкую сеть контактов в инвестиционной сфере, в индустрии. Они умеют работать с научной командой, мыслить с точки зрения доработки исследовательского проекта до получения прототипа или продукта, знают рынок и основных его игроков».
При продвижении научных достижений на рынок не столь важна форма коммерциализации, будь то запуск стартапа, продажа патента или составление договора на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Технологический брокер помогает применить результаты исследований к жизни, и те не остаются лежать в виде отчетов и публикаций. Кроме того, работа такого брокера включает установление контакта с предприятиями, согласование техзаданий, требует четкого понимания специфики производства, особенно в случае узкоспециализированных областей индустрии. Так же как менеджеры отличаются от экономистов набором специфических управленческих знаний и навыков, так и техноброкер не может быть исключительно ученым или коммерсантом, считают организаторы Школы.
Ко второму циклу запуска программа Школы претерпела значительные изменения. Во-первых, вместо полуторамесячных лекционных вечерних курсов в аудиториях Университета ИТМО участники отправятся на трехдневный интенсив на территории отеля под Петербургом. Во-вторых, организаторы не станут разбивать обучение по тематическим секциям - участники будут работать вместе независимо от того, в каком направлении идут их научные исследования. В-третьих, баланс между теорией и практикой будет приведен к равновесию за счет увеличения практики и новых форматов обучения, одним из которых станет ролевая бизнес-игра.
«Когда проект растянут на полтора месяца, слушатели в силу своего рабочего графика и накладок часто вынуждены пропускать те или иные занятия, и по завершении курса мы не можем гарантировать того, что они усвоили всю заявленную нами программу. С этой точки зрения эффективнее интенсив: программа не пройдет мимо участников, останется больше времени на неформальное общение и установление горизонтальных связей, – подчеркивает начальник отдела проектной деятельности и фандрайзинга Университета ИТМО Александр Биккулов. – В качестве одного из практических заданий участники подготовят презентации, коммерческое предложение, краткое описание того проекта, который они собираются продвигать. Это ядро деятельности технологического брокера, т.к. для того, чтобы подготовить хорошее коммерческое предложение, нужно понимать рынок, его потребности, суть самой разработки, и уместить в одну страницу все лучшее, что есть в проекте».
Организаторы Весенней школы технологических брокеров ожидают, что за плечами потенциальных участников будет хотя бы начальный опыт прикладных разработок. Отбор участников будет вестись на основании описания проекта, над которым они работают и будут развивать его в ходе трехдневного интенсива. К участию также принимаются молодые люди и без такого опыта, но с желанием работать в сфере технологического брокерства – от них требуются мотивационное письмо, демонстрирующее понимание проблем и специфики продвижения наукоемких технологий в производство в России.
«Мы настроены на участников моложе 35 лет – у них меньше практического опыта и поэтому он для них более ценен. Но при этом мы не можем учить тех, кто пришел на обучение совсем без опыта, – комментирует куратор школы техноброкеров. – Эффективнее всего работа будет строиться в том случае, если человек придет с результатами своей аспирантской или магистерской работы, понимаем научных разработок коллектива, в котором он работает или пишет свою исследовательскую работу, а также с пониманием того, что какие-то стороны этих разработок можно коммерциализировать. В идеале мы ждем, что участники придут с личным или коллективным проектом, и в рамках школы мы разработаем с ними те документы, которые помогут им затем работать с рынком и индустрией».
Участие в Весенней школе технологических брокеров бесплатное. Заявки принимаются до 26 апреля на сайте, а 30 апреля будут объявлены результаты отбора. Школа пройдет 17-19 Мая 2015 года.
Пресс-служба Университета ИТМО