Концепция развития математического образования была принята Правительством РФ 24 декабря 2013 года. Составители обозначили в документе список недостатков современной системы образования, которые мешают вывести российскую математику на лидирующие мировые позиции. К примеру, в правительстве считают, что школьники испытывают сложности с мотивацией из-за устаревших методик обучения и перегруженности учебных программ, математическое образование в вузах оторвано от современной науки и практики, различные курсы повышения квалификации для преподавателей носят скорее формальный характер, а итоги аттестаций не отражают фактический уровень подготовки. Все это мешает развитию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и модернизации страны.
Декан факультета инфокоммуникационных технологий Университета ИТМО Сергей Хоружников отмечает, что математическую подготовку большинства сегодняшних абитуриентов сложно назвать идеальной. Математика действительно находится в трудном положении, и причину этого стоит искать в системе школьного образования.
Плановое заседание координационной группы по реализации концепции состоялось в конце апреля 2015 года в Казани. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил, что первые шаги для исправления ситуации уже сделаны – с начала года проведен ряд крупных всероссийских и межрегиональных мероприятий математической направленности. Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова также рассказала о том, что методической поддержке математического образования, повышению квалификации преподавателей и развитию математического таланта школьников теперь будет уделяться повышенное внимание. Также был составлен черновик рабочей программы по учебному предмету «Математика» для основной школы.«Возможно, для повышения уровня подготовки по математике следует обратиться к опыту прошлых лет, вспомнить, как строилось обучение в 60-70-е годы, – считает Сергей Хоружников. – Я отдаю себе отчет в том, что школьники сейчас совсем другие, но это не должно так сильно отражаться на самом предмете. Есть масса новых вариантов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ситуацию можно изменить решениями «сверху», главное, чтобы они были связаны с улучшением методик преподавания и подготовки школьных учителей».
«В этом году школы страны будут использовать программу при разработке своих основных программ», – цитирует Анастасию Зырянову портал Минобрнауки.
Как отмечает заведующий кафедрой высшей математики Университета ИТМО Игорь Попов, математическое сообщество в целом поддерживает предложенную правительством концепцию. Однако точечные корректировки кардинальным образом ситуацию не изменят: чтобы образование было эффективным, требуется улучшить отношение к математической науке в целом.
«Методические материалы обновляются постоянно, и здесь не нужно что-либо менять авральным образом, – комментирует Игорь Попов. – Математика – это фундамент, она учит людей думать, и без нее любая другая наука становится просто собиранием фактов. Поэтому необходимо изменить ее положение в самой структуре образования».
По словам ученого, Министерству образования следует уделять больше внимания положению преподавателей. Здесь важна не только финансовая поддержка – в первую очередь необходимо работать над статусом учителя и повышать престиж профессии.
«В советское время наука и преподавание считались производительной силой, в школах и вузах производили знания и специалистов. Но в 90-е учителя стали продавцами образовательных услуг, – рассказывает заведующий кафедрой высшей математики. – Из-за идеологического изменения в эту сферу стало приходить меньше талантливых людей, в образовании практически нет представителей поколения, которому сейчас 35-45 лет. Это плохо, потому что теряется преемственность. Хочется верить, что действия правительства изменят ситуацию в лучшую сторону».