– Как проходит обучение в ШЛТ?
– Программа Школы рассчитана на один учебный год. Первый семестр посвящен теории и состоит в основном из лекций, на которых школьникам рассказывают, что такое лазеры, когда их придумали, зачем они нужны и как работают, для чего их можно использовать. В общеобразовательных школах такую информацию не дают учащимся, в лучшем случае им скажут, что лазеры существуют. И единственный лазер, который они увидят, будет световой меч из фильма «Звездные войны». А лазерные технологии – один из основных профилей, на которых специализируется Университет ИТМО, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы ребята знали эту информацию.
Второй же семестр – практический. Ребята «прикрепляются» к какому-либо магистранту или аспиранту нашего факультета и совместно занимаются научной и исследовательской деятельностью: работают в лаборатории, проводят эксперименты, измерения и так далее. С результатами этой работы позже они выступают в школьной секции на Всероссийском конгрессе молодых ученых, который проходит в Университете ИТМО, а также могут принять участие в международной конференции FLAMN. Этот этап наиболее интересен и для ребят, и для нас.
Кроме лекций и мастер-классов в программу обучения входит написание научного проекта, посещение Музея оптики Университета ИТМО и различных предприятий, где все оборудование ребята могут увидеть в действии.
А летняя Школа в целом заключает в себе все тоже самое – с поправкой лишь на то, что все это проводится за неделю. То есть этот курс более интенсивный.
– Как появилась идея организовать Школу? Когда прошли первые занятия?
– Первый набор был в 2010 году. В какой-то момент я подумал, что нужно по-другому подходить к процессу набора абитуриентов: не просто ежегодно показывать школьникам стандартную презентацию с одним и тем же текстом в течение 10 лет, а придумать что-то еще. И мы начали с того, что стали демонстрировать реальное оборудование на Дне открытых дверей университета и факультета. Конечно, не огромное, весом в несколько тонн, а мобильное от разных кафедр. Например, лазерный маркер или лазерный скальпель. И абитуриентам нравилось это. Видя этот интерес, студенты нашего факультета предложили идею Школы. В наборах первых лет школьников было немного – человек 10, которые проходили обучение в течение всего года. Когда Школа была проведена впервые, в ее работе участвовала только одна кафедра нашего факультета, но мы получили обратную связь. Ученики были заинтересованы, программа набирала обороты. Позже к работе Школы подключились и другие кафедры факультета, нас поддержали ребята из студенческого самоуправления. И в итоге ШЛТ расширилась и стала не Школой при кафедре, а вузовской.
– Какие задачи стоят перед Школой?
– Наша задача – не «натаскать» абитуриентов на ЕГЭ, а сделать так, чтобы ребята, поступившие в вуз, были нацелены на практическую и научную работу по специальности. С введением ЕГЭ появилась такая позиция у абитуриентов: куда прошел по баллам, там и учишься. Нам это не очень интересно, потому что на старших курсах происходит большой отсев. Студенты осознают, что нужно было идти не на этот факультет, а на другой: жалко терять время и наше, и ребят. А после Школы они уже на первых курсах начинают работать в лаборатории, что-то исследовать, заниматься научной деятельностью, участвовать в конференциях, писать статьи.
В Школе преподают только молодые сотрудники: аспиранты, магистранты университета. Это обусловлено тем, что школьникам и студентам проще найти общий язык, между ними больше доверия, а значит, информация усвоится лучше. Все-таки школьники на взрослых преподавателей и уважаемых профессоров смотрят снизу вверх, и информация воспринимается не так, как нужно.
– Каков процент поступающих после Школы в Университет ИТМО?
– Стабильно 50% учеников Школы поступают в Университет ИТМО. Но наша задача не заключается в том, чтобы сделать «лазейку» для поступления в вуз, а в том, чтобы ребята сделали осознанный выбор. Мы не занимаемся изучением школьной программы физики, например, или подготовкой к ЕГЭ. Мы заинтересованы именно в профориентации абитуриентов. Даже если ребята поступают в другой университет, но все-таки выбирают специальность, связанную с лазерами, инженерией, то мы считаем, что в какой-то степени выполнили свою задачу, и в будущем эти студенты будут трудиться на наше общее дело. Для нас важно, чтобы ребята осознанно сделали правильный выбор.
– Есть ли какое-то преимущество у выпускников ШЛТ?
– Раньше его не было. Но абитуриенты точно знали, куда они будут поступать, на какой факультет и кафедру. А в этом году у ребят есть шанс получить дополнительные 10 баллов при поступлении. В рамках летней Школы состоится конкурс на лучший научный доклад, его победители и получат эти 10 баллов при поступлении в Университет ИТМО. Также дополнительные баллы будут у ребят, которые выступят на Конгрессе молодых ученых с докладом.
– Существует ли что-то подобное в других вузах?
– Я знаю, что существуют Специализированные учебно-научные центры при МГУ и УрФУ, но, во-первых, там немного другой формат: это все-таки именно школа, с преподавателями и уроками. Во-вторых, у них другая специализация: физика, информатика.
А наши лекторы – студенты, которые не получают зарплату за эту работу, это лично их инициатива, которая идет из понимания важности и осознания того, что каждый должен вложить частичку в благое дело.
– Будут ли какие-то новшества в этом году?
– В целом нет, но в следующем году мы планируем добавить дисциплины по оптике в образовательную программу Школы. А в этом году из новшеств – только более усиленный курс летней Школы. Мы ожидаем больше участников из регионов. Уже зарегистрировались ребята из Хабаровска, Великого Новгорода, Обнинска. Регистрация открыта до 19 июня, а для участников, которые хотят участвовать в конкурсе с докладами – до 10 июня по ссылке.
Пресс-служба Университета ИТМО