Главное достоинство 3D-печати состоит в том, что за короткий срок и с минимальными как физическими, так и денежными вложениями можно создать необходимую вещь. Эта особенность позволяет технологии такой печати быть полезной для различных сфер производства. Наиболее приоритетные потребители такой технологии – промышленный сектор и так называемые «мейкеры» – люди, занимающиеся производством готовых вещей на 3D-принтерах или предоставляющие услуги по их изготовлению. С появлением 3D-печати сотрудники заводов могут забыть о страхе ошибиться при производстве модели важной запчасти, удастся сократить расходы на дорогостоящие материалы, увеличить скорость работы. Недорогой пластик также полезен в протезировании, макетировании и медицине, а также в ювелирном деле, где новые модели украшений можно сначала «отливать» с помощью 3D-принтера. В случае с трехмерной печатью на первый план выходит моделирование будущего продукта, а не само его воплощение, которое проходит с помощью машины.
Как рассказывает директор Центра прототипирования и промышленного дизайна Университета ИТМО Андрей Грибовский, промышленные 3D-принтеры существуют уже более 25 лет, их использование подразумевает стабильный процесс технологического производства, который практически не менялся в ходе времени. Революция в трехмерной печати произошла с появлением более мобильных принтеров, рассчитанных на любителей и частных пользователей.
«Когда какое-то промышленное оборудование становится доступным любому человеку для индивидуального использования, это, безусловно, влияет на развитие технологии, – объясняет Андрей Грибовский. – Чтобы создавать простые вещи на пользовательском 3D-принтере, не нужно обладать какими-то уникальными компетенциями. Раньше, чтобы получить сувенирную статуэтку, нужно было выточить ее из дерева, раскрасить, покрыть лаком, что требует и времени, и мастерства, а сейчас почти весь технологический процесс может совершить 3D-принтер. Вопрос, печатать или не печатать, постепенно отпадает».
С каждым годом оборудование дешевеет, компьютеры становятся все более быстрыми, что положительно влияет на доступность 3D-технологий, считает CEO компании Kon Tiki Никита Славин. Так, например, к общему движению в сторону изменения производственной парадигмы присоединились и музеи. Для них наиболее актуально использование высококачественного сканирования, которое позволяет получить трехмерное изображение произведения искусства, максимально точно передающее общий вид и текстуру предмета. 3D-сканирование не только лежит в основе создания современных виртуальных музеев, но незаменимо для сохранения культурного наследия и работы реставратора.
На том, что в XXI веке 3D-принтеры являются важным дополнением к техническому оснащению дома, настаивает евангелист 3D-печати Евгений Малаховский. По его мнению, такие принтеры станут гораздо более выгодным вложением денег, чем, например, 3D-телевизоры.
На рынке 3D-принтеров наблюдается заметный подъем, который связан с повышением производительности этих устройств и их удешевлением. В 2014 году, по оценкам аналитического агентства Canalys, объем рынка трехмерной печати достиг 3,3 миллиарда долларов, что на 34% превышает данные прошлого года. А поставки 3D-принтеров возросли на 68% до 133 тысяч штук.«Телевизор мы покупаем для развлечения. 3D-принтер же является как развлечением, так и способом саморазвития, – отмечает эксперт. – На принтере можно распечатать различные вещи, незаменимые в домашнем хозяйстве. Сломанную деталь пылесоса можно быстро заменить аналогичной, созданной с помощью технологий 3D-печати. Если в доме есть маленький ребенок, принтер станет источником дешевых игрушек, деталей для конструктора типа Lego, других вещей, полезных в процессе развития малыша».
По мнению Андрея Грибовского, чтобы технологии трехмерной печати продолжали стабильно развиваться в качественном плане, в России необходимы специалисты с профильным образованием в сфере аддитивных технологий. На данный момент 3D-печатью занимаются люди с совершенно разным образованием, зачастую они не обладают необходимыми компетенциями, чтобы сдвинуть с места процесс развития технологий.
«Представьте, что человек уже напечатал себе сменную панель для смартфона и несколько фигурок Бэтмена, а что дальше? Дальше он, как правило, просто не представляет, как еще применить принтер. То же самое в технологическом плане: не все достаточно хорошо знают “внутренности” этого устройства, чтобы развивать новое поколение принтеров, не отставать в этой сфере от остального мира. В сентябре в Университете ИТМО мы запускаем новую магистерскую программу “Аддитивные технологии” при кафедре “Технологии приборостроения”, где будем готовить профессиональные кадры для отечественных компаний, которые занимаются трехмерной печатью», – резюмирует директор Центра прототипирования и промышленного дизайна Университета ИТМО.
Узнать на практике, что такое 3D-принтер и как с ним работать, можно в ФабЛабе Технопарка Университета ИТМО, который открыт для всех, кто хочет реализовать свою идею.
Пресс-служба Университета ИТМО