Мероприятие объединило преподавателей вузов, которым есть, о чем рассказать петербуржцам вне учебных аудиторий. Идея «Открытого университета» подразумевает живой диалог ученых не только с аудиторией, но и между собой, поэтому организаторы – команды интернет-газеты «Бумага»* и Новой сцены Александринского театра – сделали выбор в сторону дискуссионного формата.
«Мы сформировали темы, которые, по нашему мнению, заслуживают дополнительного внимания общественности, междисциплинарны по своему характеру и способны вызвать интерес широкой аудитории. Всем любопытно узнать что-то новое о передовых идеях в науке, о болезнях и современных способах их лечения, о формировании и развитии городского пространства», – рассказывает организатор «Открытого университета», менеджер проектов газеты «Бумага»* Михаил Тупикин.
Дискуссии первого «Открытого университета» в Санкт-Петербурге были посвящены развитию современного города, болезням XXI века, важным проблемам общества, лингвистике и научным идеям, которые могут быть интересны людям совершенно разных профессий.
Вопросы урбанистики и развития городской инфраструктуры на «Открытом университете» в своих выступлениях раскрыли социолог и ученый, занимающийся моделированием сложных систем. Несмотря на дискуссию гуманитарного и технического знания, эксперты – директор НИИ наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО Александр Бухановский и профессор урбанистики Европейского университета Ольга Сезнева – сошлись на том, что технологический прогресс не должен умалять роли человека в развитии города.«Все начинается с нас, горожан, с того, как мы передвигаемся по городу, взаимодействуем с ним. Технологии не должны быть определяющим фактором того, что происходит с нами и городами, где мы живем. И хотя опыт XX века показывает, что именно это с миром и случилось, нельзя допускать усугубления ситуации. Город не должен быть тотально управляемой системой, в ней необходимо оставить зазор для определенной анархии, каких-то незапланированных изменений», – считает Ольга Сезнева.
Профессор Бухановский рассказал о математических моделях, упорядочивающих огромное количество данных, которые в современном мире образуют целые «информационные помойки» и требуют особого подхода. Развитие научной мысли и техническое совершенство компьютеров позволяют строить модели, с помощью которых можно регулировать транспортные потоки, планировать эвакуационные миссии, управлять человеческими массами.
«Самым мощным компьютерам и масштабному финансированию я предпочел бы молодых специалистов, которых можно обучить, подготовить на практике к самостоятельному запуску и развитию крупных проектов. В действительности нам нужны не технологии, а люди, профессиональные кадры», – делится Александр Бухановский.
Участники дискуссии «Научные идеи, о которых стоит знать каждому» предложили слушателям по-новому взглянуть на существующие деления на «физиков» и «лириков», внутренний и внешний мир человека, живое и неживое.
«Я глубоко убежден: если человек занимается исключительно одной областью знаний, то он, безусловно, достигнет неких результатов, – комментирует декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО Сергей Стафеев. – Однако эстетический кругозор позволяет выйти за рамки неких ремесленных возможностей и создать то, что никогда бы не родилось, если фокусироваться исключительно на науке».
Спикер посоветовал всем присутствующим посетить грядущую выставку Magic of light, в которой объединяются искусство и наука.
Профессор факультета антропологии Европейского университета Илья Утехин, в свою очередь, задался вопросом о том, как мы понимаем наши психические функции.
Миф о том, что живым можно считать только то, что способно двигаться и размножаться, развеял руководитель международной лаборатории «Нелокальная плазма в нанотехнологиях и медицине» Университета ИТМО Александр Чирцов. Ученый также рассказал, почему космос можно считать живой системой.«Очень многие процессы, которые мы привыкли считать происходящими в голове одного человека, на самом деле распределены в системе, в которую входят глаза и мозг, подвижное тело индивида, артефакты, окружающие его. Так, например, список покупок, которые мы формируем перед походом в магазин, является продолжением нашей памяти. Анализируя такие высшие психические функции человека, как мышление, память, интеллект, нужно в первую очередь обращать внимание на то, что происходит между людьми, потому что все, что случается в голове, является результатом взаимодействия с окружающими», – говорит он.
Как отмечают организаторы проекта, проведение дискуссий и лекций в рамках «Открытого университета» с начала учебного года станет ежемесячным городским событием.
«Сейчас мы прорабатываем формат проекта, – делится Михаил Тупикин. – Он требует изменений ввиду потребностей аудитории, которой вскоре наскучит формат фестиваля. Мы планируем проводить камерные мероприятия, которые сформируют спрос на качественные знания, полученные от экспертов. Это гибкий проект, и мы всегда готовы к сотрудничеству. Сейчас ведем переговоры с рядом культурных центров, которые университетами не являются, однако могут предложить компетентных и интересных спикеров. Мы хотим развивать идею открытых знаний для всех».
Добавим, что инициаторами проекта «Открытый университет» стали три петербургских вуза: Университет ИТМО, Европейский университет и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого.
*Средство массовой информации, признанное «иностранным агентом»
Пресс-служба Университета ИТМО