В 2015 году Харбинский политехнический университет получил поручение от департамента культуры провинции Хэйлунцзян изучить тему, которая звучит как «Защита и планирование архитектурного ансамбля Китайско-Восточной железной дороги на хэйлунцзянском участке». Однако в ходе исследования ученые столкнулись с проблемой: в местных архивах не удалось найти все исторические документы и чертежи для восстановления полной картины.

Университет ИТМО. Встреча с делегацией из Харбинского политехнического университета.
Университет ИТМО. Встреча с делегацией из Харбинского политехнического университета.
Для успешного изучения темы китайские исследователи решили обратиться за помощью к российским коллегам, и в ходе визита в Петербург делегация вуза во главе с генеральным директором Департамента культуры провинции Хэйлунцзян Сун Хунвэй прибыла в Университет ИТМО. Эксперт отмечает, что Харбин и Санкт-Петербург обладают значительным опытом в сфере сохранения культурного наследия, и обмен этим опытом в ходе совместного исследования благотворно повлияет на развитие обоих регионов.

«Мы считаем совместное изучение Китайско-Восточной железной дороги важным пунктом в дружбе между Россией и Китаем, и в связи с этим рады посетить Университет ИТМО», – комментирует Сун Хунвэй.

По словам сотрудника Института холода и биотехнологий Университета ИТМО Марины Молодцовой, историка по образованию, изучением развития экономических отношений, взаимопроникновения культур и социальных аспектов готовы заниматься многие ученые Северной столицы. В своей презентации для специалистов Университета ИТМО декан факультета городского планирования и проектирования ХПУ Чжао Чжицин подчеркнул, что строительство КВЖД стало мощным толчком индустриальной урбанизации. Как считает Марина Молодцова, этот процесс представляет интерес и для российских историков, потому что он в значительной мере повлиял на многие аспекты жизни в обеих странах.

«Благодаря строительству КВЖД появилось больше ремесленников, характер работ вызвал необходимость в подготовке специалистов, и те же самые процессы происходили в это время в России, – рассказывает Марина Молодцова. – Рабочие железной дороги находились на особом положении – это была отдельная группа трудового класса, они были более грамотны, имели более высокий профессиональный уровень, и исследования в этом направлении могли бы быть интересны и для российских, и для китайских ученых».

Эксперт указывает на то, что помощи харбинским исследователям могут препятствовать некоторые особенности работы российских архивных ведомств. Документы, которые интересуют ученых, могут быть рассеяны по разным, в том числе закрытым, архивам, некоторые чертежи могут не подлежать публикации. Тем не менее, эти трудности решаемы в процессе работы, особенно если в исследовании примут участие коллеги из других регионов России.

Университет ИТМО. Ирина Ким, Юрий Колесников, Марина Сухорукова. Встреча с делегацией из Харбинского политехнического университета. Декан Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Марина Сухорукова отмечает, что изучение развития городских территорий в связке с железной дорогой представляет интерес и для Университета ИТМО. В феврале в рамках магистерской программы «Дизайн городских экосистем» начала работу студия «Город на воде» (Water and Rails, досл. «Вода и рельсы») – совместный проект Университета ИТМО, Fontys University of Applied Science в Нидерландах и Архитектурного университета IUAV в Венеции. Теперь же не исключено проведение совместных воркшопов и с учеными из Харбина.

«По мнению наших европейских коллег, городское планирование вокруг железных дорог относится к старому демократическому укладу. Будущее же – в привязке к природным ландшафтам. Многие мировые эксперты считают, что необходимо уходить от главенствующей производственной роли, которая приписывалась городам, – говорит Марина Сухорукова. – В рамках студии Water and Rails наши студенты изучали как раз ту часть, которая относится к Rails. Если у нас с Харбинским политехническим университетом будут совместные мероприятия на эту тему, мы готовы включить часть студентов в процесс обучения по каким-либо образовательным модулям в рамках совместной программы».


Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО